Microsoft согласилась купить Skype за $8,5 млрд, решение о сделке уже одобрено советами директоров компаний. Это крупнейшая покупка, которую когда-либо совершала компания Стива Балмера. Могла бы быть второй, но катастрофическая идея купить за $47,5 млрд Yahoo, к счастью, потерпела неудачу в 2008 году.
Google и Facebook, вероятно, надо признать неудачниками: еще несколько дней назад обе компании вели переговоры о покупке или масштабном партнерстве со Skype. Акционерам Skype, напротив, несказанно повезло. Если бы не война за трафик, затеянная интернет-гигантами, они никогда бы не получили и половины нынешней суммы (ради продажи им придется отказаться от планов публичного размещения, на котором они привлекли бы первые сотни миллионов долларов при несравненно более низкой оценке бизнеса). Microsoft в выигрыше хотя бы потому, что не допустил покупки Skype конкурентами. Сайты Microsoft и так отстают в популярности от сайтов Google и Facebook, а могли бы отстать безнадежно.
Как бы ни была сладка победа над Эриком Шмидтом, вряд ли Стив Балмер отдал $8,5 млрд только для того, чтобы не дать убежать конкурентам. Еще менее вероятно, что он рассматривал эту покупку как инвестиционный проект, — кто будет платить десять выручек за компанию, которая поставляет услуги каждому десятому человеку на земле и при этом уже много лет не может выйти в прибыль? Microsoft попытается каким-нибудь образом встроить Skype в свою линейку продуктов. Вопрос только в том, каким именно.
Самый предсказуемый способ пристроить покупку к делу — это интегрировать Skype с операционной системой Windows или пакетом Microsoft Office. Сделать это несложно, и разумно, на первый взгляд, использовать ценное приобретение для развития своих самых прибыльных продуктов, но совсем неочевидно, что это принесет результат. Skype устанавливается на все основные ОС, и все желающие, скорее всего, его уже установили. В конце концов, пользователей у Skype в мире в два раза больше, чем у Windows 7.
Кроме того, Microsoft может попытаться сделать Skype частью своего интернет-бизнеса и продавать там рекламу. Но вряд ли этим можно будет ограничиться: интернет-подразделение Microsoft и так сжигает больше $2 млрд в год. Купив компанию на пороге убыточности, положение исправить нельзя. Тем более, купив компанию, которая почти весь свой доход получает от предоставления платных услуг. Skype уже начал экспериментировать с рекламой в своем приложении, но очень осторожно. Попытка ввести массовую рекламу может отпугнуть пользователей — главный актив компании. Microsoft и так не может вывести из бесконечных убытков поисковик Bing, пользующийся хорошо обкатанной и очень прибыльной моделью контекстной рекламы. Что уж говорить о шансах заработать на сервисе, про пользователей которого неизвестно, чем они интересуются, что покупают и что продают.
Наконец, Microsoft может интегрировать Skype со своими мобильными устройствами. Например, как предположили некоторые наблюдатели, объединить Skype с мобильной ОС Windows Phone 7. С одной стороны, это логично и просто: телефон для того и нужен, чтобы звонить, пользователи смартфонов любят Skype, устройства с WP7 продаются хуже некуда — бинго! С другой, приложения Skype стоят и в телефонах конкурентов, и Microsoft не сможет их отозвать, не подняв волны народного гнева.
Впрочем, какая-то интеграция с Windows Phone 7 просто обязана появиться. Microsoft вкладывает очень много ресурсов в свою мобильную ОС и согласился недавно заплатить более $1 млрд за то, чтобы перевести на нее смартфоны Nokia, и не откажется от попытки придумать себе хотя бы маленькое конкурентное преимущество в глазах 663 млн человек — аудитории Skype.
Но если уж устанавливать Skype на мобильные устройства, то в первую очередь на самое популярное мобильное устройство из Редмонда — игровые приставки Xbox. По меньшей мере 10 млн из них уже оборудованы камерой благодаря контроллеру Kinect (Forbes тестировал это устройство в сентябре 2010) и значит, просто созданы для переговоров по Skype. При этом игровое направление в Microsoft прибыльно (в отличие от телефонов и интернета), бурно развивается (в отличие от офиса) и умеет продавать свои услуги на потребительском рынке (в отличие от Skype). У сетевого сервиса Xbox платящих пользователей почти в три раза больше, чем у Skype. Если Microsoft придумает, как интегрировать Skype со своими игровыми продуктами, у них есть шанс на большой успех. 663 млн пользователей Skype задумаются о том, чтобы купить себе игровую приставку, а 25 млн «золотых» подписчиков Xbox будут за небольшие (по сравнению с уже уплаченными) деньги пользоваться платными услугами Skype. Причем рост продаж приставки будет подталкивать рост пользования Skype, а увеличение базы пользователей Skype — увеличивать продажи Xbox, и так немаленькие.
Кроме финансовых соображений альянс Skype и Kinect хорош еще по одной причине: это будет действительно нечто новое. Отныне два человека в видеочате смогут не просто разговаривать и улыбаться друг другу, но и, например, играть в теннис или даже футбол.