Недавно в интернете появилась грустная история о свадебном путешествии, закончившемся незапланированным счетом в миллион рублей. Сначала мне этот случай показался довольно обыденным: ну, не рассчитали ребята с тарифами на роуминг. Впредь будут осторожнее. Сразу же вспомнил, как я, став в 2006 году обладателем новомодного коммуникатора и отправившись в командировку в Латвию, влетел тысяч на пять, проверяя почту и читая новости.
Во время встречи с друзьями на прошлой неделе мы случайно вышли на обсуждение этого случая. Проспорив около часа, я решил пристальнее изучить произошедшее. Причем, даже не столько обстоятельства данного конкретного дела (суд по взысканию задолженности в самом разгаре), а те вопросы, которые оно поднимает.
На первый взгляд, все просто: есть молодые ребята, легкомысленно качающие фильмы посредством 3G модема, находятся они при этом в роуминге. Есть сотовая компания «Мегафон», которая честно предупреждает на своем сайте, что «при нахождении в роуминге, начисления за оказанные услуги могут отражаться на балансе лицевого счета с задержкой до месяца со дня фактического использования». И, в конце концов, есть один миллион рублей долга абонента перед оператором.
Итак, кто прав? Обычно спорящие стороны занимают две диаметрально противоположные позиции. Вот их наиболее распространенные доводы. Одни стоят на том, что таким «пофигистам» ни в коем случае нельзя пользоваться сложной техникой, к тому же, уезжая в отпуск, можно было бы и позаботиться об уточнении стоимости скачиваемых данных. К тому же, оператор просто-напросто не имеет технической возможности в режиме реального времени списывать средства с лицевого счета абонента. Ведь услуга оказывается иностранным оператором, который сначала выставляет счет сотовой компании, а уже она — абоненту.
Другие защищают молодоженов, настаивая на том, что учет трафика — это проблема оператора, и вообще сотовые компании «зажрались» и прямо-таки вымогают деньги у своих клиентов. При этом сами незадачливые абоненты отмечают, что они пробовали проверить баланс своего счета, однако он оставался неизменным, деньги не списывались. Все попытки найти на сайте информацию о тарифах в роуминге оператора не увенчались успехом: там не было «никакой информации о роуминге в 3G сетях».
Если подойти к ситуации формально и посмотреть на содержание законодательства (Закон о связи, Правила оказания услуг подвижной связи, а также телематических услуг связи), то можно согласиться с доводом, что оператор не нарушал нормативные акты. Договор составлен в соответствии с законом. Абонент к его подписанию не принуждался. Информация об услугах размещена на сайте и доступна любому заинтересованному лицу.
Вроде бы по закону все верно. А по справедливости? Ведь молодые люди честно проверяли баланс, пытались найти информацию об оказываемых услугах на сайте. И разве их вина в том, что они не видят разницы между загадочными терминами GPRS и 3G? Все ли положения были им ясны в момент подписания договора (кстати, он был заключен с их пожилой родственницей)? Список вопросов можно продолжить.
Мы с вами пока не знаем, какое решение примет суд. Взыщет ли сумму задолженности и неустойки в полном объеме или уменьшит ее? Откажет ли в иске, ссылаясь на злоупотребление правом со стороны сотовой компании? Пока неизвестно. Однако очень хочется, чтобы из этой истории были сделаны правильные выводы не только обычными абонентами, но и государственными органами, устанавливающими правила игры на рынке.
Винить оператора в том, что он взыскивает средства с попавших в роуминговый капкан абонентов, бессмысленно. Любой предприниматель стремится к максимально возможной прибыли. И остановить его чаще всего может только государство. Давайте внимательно посмотрим на рынок связи. Ситуация на нем меняется очень быстро. Еще несколько лет назад мобильный интернет был уделом или продвинутых программистов, или менеджеров крупных компаний, замученных постоянными командировками. Телефоны давно превратились в самодостаточные устройства по выходу в интернет, а у многих владельцев ноутбуков появились USB-модемы. Сейчас в полном разгаре «планшетная лихорадка» — пользователи приобретают iPad или его аналоги.
И если опытные абоненты уже сами (или с помощью корпоративных айтишников) разобрались во всех тонкостях интернет-гаджетов, то новое поколение юзеров не так искушено в технических вопросах. Разве задумывается обычный человек о том, что его телефон автоматически обновляет программное обеспечение?
Но одно дело — несколько мегабайт в день в домашней сети, и совсем другое — в роуминге на морском курорте. Кстати, сколько будет, если три мегабайта, скачанных телефоном, умножить на 10 дней стандартного отпуска, например, в Таиланде, да еще на стоимость одного мегабайта (около 600 рублей в Мегафоне, а в МТС и того больше)? Получив такой счет по прибытии домой, большинство абонентов гарантированно избавятся от синдрома отпускника — расслабленного состояния.
Выгодна ли такая ситуация оператору? Наверное, да. Как бы ни была высока сумма, взимаемая зарубежными коллегами, рискну предположить, что отечественные операторы тоже внакладе не остаются. К тому же большинство абонентов предпочитает оплачивать счета, хоть и давая себе зарок на будущее поотключать на телефоне все навороченные функции и впредь в отпуске отправлять только эсэмэски.
Выгодна ли такая ситуация абонентам? Маловероятно. Кто-то уже попал, а кто-то еще попадет на деньги. И последних, с учетом широкого распространения всевозможных технических устройств, большинство.
Рискну предположить, что назначение законов состоит в том, чтобы облегчать жизни, а не кошельки наших сограждан. Почему бы не внести изменения в Закон о связи и Правила оказания соответствующих услуг? К тому же в Европе это уже давно сделано (подробно можно посмотреть здесь). Например, информация об оказываемых услугах должна излагаться в легкодоступной форме. Подчеркну, именно так, а не иначе. Следовательно, ориентироваться нужно не на выпускника Университета телекоммуникаций имени Бонч-Бруевича, а на обычного пользователя, что-то когда-то слышавшего про радиоволны.
Мне как потребителю услуг не поможет размещение «условий оказания телематических услуг связи» на сайте. Возможно, я вообще не знаю, что это такое. Мне известно лишь, что из моего ноутбука торчит флешка для интернета. И все. Вот почему, заходя на сайт, я прежде всего хочу понимать, что написано на его страницах, а не продираться сквозь нагромождение технической и юридической информации (хотя на сайте без нее тоже не обойтись).
И, наконец, о европейском методе решения проблемы многомиллионных счетов за роуминг. Посмотрим на п. 43 Регламента ЕС No 544/2009 от 18 июня 2009. Там сказано, что в целях предотвращения шока абонентов от огромных счетов за услуги передачи данных, операторы должны установить лимиты в виде денежной суммы или объема скаченной информации. В указанных рамках пользователи загружают информацию бесплатно. При этом они заранее уведомляются об исчерпании своего лимита и о том, что по его достижении, они уже не смогут пользоваться соответствующими услугами. Разумеется, абонент может изъявить желание продолжать потреблять эти услуги, только уже дополнительно оплачивая их стоимость, либо вообще заранее отключив указанные лимиты.
Может быть, стоит обратить внимание на европейский опыт?
Ну и в качестве завершения. Если кто-то полагает, что уже испытавший горечь получения счета за роуминг, впредь с такой же ситуацией не столкнется, приведу собственный пример. Не далее, как этим летом, находясь в Хорватии, я предусмотрительно отключал мобильный интернет на своем телефоне. Эту функцию приходилось включать лишь изредка, в случае необходимости срочно проверить почту. Как результат, очередные 5000 рублей, списанных со счета. Оказалось, телефон в эти короткие сеансы связи умудрился обновить какие-то важные для него, но не для меня, программы…