Нарочитая современность и коммуникабельность политиков в микроблогах создает благодатную почву для пародий
Открыв твиттер, сразу можно видеть, работает ли помощник президента Аркадий Дворкович над какой-нибудь серьезной проблемой. Если работает, он заспамит вам всю ленту. Закинет в пространство микроблогов удочку и станет вылавливать неводы реплаев (ответов).
Дворкович — активнейший пользователь сервиса микроблогов. Он не только размещает свои сообщения, но и републикует («ретвитит») чужие. Таких ретвитов с предложениями других пользователей по решению проблемы пробок он сделал однажды 24 за 12 часов. Нередко Дворкович отвечает на адресованные ему реплики других пользователей. Все это должно создать впечатление современного, модернизированного чиновника, который всегда в интернете, человека, который может делать много дел одновременно (например, выступать на совещании и транслировать его ход в твиттер).
Микроблоггинг для Дворковича — серьезное дело, он старательно осваивает новые технологии. Недавно на «Гайдаровских чтениях» в Институте экономической политики он даже хвастался: «Столько ответов пришло на реплику про пробки, что можно не проводить совещание, а идти и реализовывать!» Пишет Дворкович очень много. За три дня, с 30 октября по 1 ноября, он оставил более 170 сообщений. Как правило, последнее сообщение у него написано глубокой ночью, а первое — ранним утром. Если подростки, едва успев почистить зубы, погружаются в интернет, специалисты говорят о тяжелой «интернет-зависимости».
Из твиттера Дворковича можно узнать, например, что он не будет играть в футбол (забыл форму дома). Помощник терпеливо разъясняет блоггеру Barraha, что ОАК — это Объединенная авиастроительная корпорация, отчитывается о количестве cделанных к данной минуте дел, утверждает, что сокращение ширины автомобильных рядов на дорогах заставит автовладельцев пересесть в более компактные машины (если только удастся повысить статус таких машин и они перестанут ассоциироваться с бедностью), мягко отвергает предложение маркетолога взять его преподавателем в РЭШ и, наконец, отмечает, что предлагать Роснано прорывные планы работы извне «почти бессмысленно»: если хочется что-то поменять, надо «идти работать в структуру».
Это беспрерывное шоу вдохновляет на комментарии. «Дворкович любит футбол, Илюмжинова и покушать. И с этим человеком мы связываем надежды на европейский путь развития России. Мне больно», — пишет пользователь, уставший от постоянных записей президентского помощника о футболе. Для тех, кто не пользуется твиттером, нужно отметить: проявив интерес к тому или иному юзеру, вы затем вынуждены читать все его твиты. После многочисленных сообщений Дворковича о голах, счете, количестве оставшегося до конца матча времени тот же юзер спрашивал у Дворковича: «Аркадий, а на каком спортивном канале Вы работали раньше?»
Не менее технологичен и президент Дмитрий Медведев. У него есть iPad, и не один. Медведев всюду ездит с фотоаппаратом и выкладывает у себя в микроблоге фото (правда, их нельзя комментировать), из-за чего больше смахивает на хипстера, чем на государственного деятеля (хипстеры — «люди в теме», обеспеченная городская молодежь, интересующаяся элитарным зарубежным искусством, модой, альтернативной музыкой, артхаусным кино, современной литературой).
Долгое время многие задавались вопросом, зачем Медведеву было нужно регистрироваться именно как KremlinRussia, а в информации о блоге ставить «официальный твиттер-аккаунт Президента России». Получалось, что следующий президент страны должен вместе с ядерным чемоданчиком получить iPad с неразлогинившимся KremlinRussia? Гораздо логичнее было бы дать твиттер-аккаунту свое личное имя (как это сделал, например, большой друг Kremlin'а Арнольд Шварцнеггер), что и произошло на этой неделе. Дмитрий Медведев завел второй, личный аккаунт, который, по словам пресс-секреторя главы государства Натальи Тимаковой, он будет вести сам. Первый же аккаунт — KremlinRussia — будет продолжать вести администрация президента, и он станет более официальным.
Хотя, учитывая стилистику предыдущих микросообщений в официальном твиттере президента, складывается впечатление, что администрация главы государства давно взяла на себя эти обязанности. Почти все соощения больше похожи на официальные шаблоны. К примеру, президент обозначает тему («Московские пробки, конечно, тяжелое наследство для нового мэра. Решать проблему нужно всем: городу, области, правительству»), перечисляет вопросы, которыми надо серьезно заняться («решение социальных вопросов москвичей, борьба с коррупцией и решение транспортных проблем»). Или называет обсуждавшиеся на совещаниях вопросы, но очень абстрактно («Сегодня проверяли, как исполняются президентские поручения. Главные темы: тарифы ЖКХ, госзакупки, квартиры для ветеранов»).
Вернемся к KremlinRussia. Помощники президента научились хоть немного разбавлять официальные сообщения своеобразной «игрой в поддавки» с интернет-аудиторией. Так появляются немного корявые твиты о футболе (легендарную сентябрьскую запись «Наши продули в футбол. Плохо. И играли ...» воспроизвела в собственных блогах почти сотня пользователей). Порадовала всех и опечатка в первом же твите. Это эффективный прием, заставляющий читателей увидеть в главе государства не только чиновника, но и человека. Еще большая удача — поздравление студентки с днем рожденья. «Медведев поздравил меня раньше мамы», — гордилась потом 17-летняя именинница Юлия Олейник.
Медведев довольно давно пришел в твиттер, но пока не чувствуют свою аудиторию. Его американский коллега Барак Обама, например, читает более 70 000 пользователей. Несмотря на гигантское количество, в поведении Обамы есть избирательность: недавно он «отписался» примерно от тысячи твиттерян. Медведев же за людьми не следит. Из 14 пользователей, которых он читает, всего семеро — люди. Это Шварценеггер, Обама, премьер Канады Стивен Харпер, уполномоченный по детям Павел Астахов (у него имя аккаунта, описание и юзерпик сделаны будто под копирку с медведевского — RFdeti), представитель в ЦФО Георгий Полтавченко и, конечно, Дворкович. Еще из русскоязычных твиттерян Медведев читает Антона Носика. Остальные 7 медвевских подписок — новостные ленты, собственная англоязычная версия (перевод русской, ее читают 50 000 человек). Действительно, зачем кого-то читать в твиттере, если цель — себя показать?
Даже в твиттере Медведев стремится казаться строгим начальником. Да и нужен он ему, кроме прочего, для того, чтобы следить за собственными чиновниками. Так шквал ретвитов и пересказы в новостях вызвал президентский намек, адресованный во время совещания губернатору Никите Белых, чтобы тот внимательно слушал, а не сидел в твиттере. Аналогичное поручение — «Работайте быстрее» — Медведев пытался передать Дворковичу через «Мобильный офис президента», разработанный для его iPad татарскими мастерами электронного государства. Дворкович находился рядом, но до него указание никак не доходило. Пришлось отправить помощника на улицу, чтобы сигнал был наконец принят. Дворкович потом объяснил, что у него был выключен Wi-Fi.
Никита Белых и особенно Владимир Жириновский умеют пользоваться твиттером лучше. Первый может позволить себе даже ироничное отношение к идее модернизации. Как-то он пожаловался, что ему пришлось участвовать в обсуждении темы модернизации, где не было кондиционеров. Белых в твиттере любит общаться с хорошими знакомыми, не боится живых интонаций. Жириновский придерживается своего традиционного образа, не перебарщивая и тонко используя возможности твиттера, не пытаясь подстроиться под молодежный или интернет-сленг. Суждения Жириновского всегда конкретны и энергичны — каждый твит несет в себе законченную информацию. Он нашел тонкую грань, которая позволяет в блоге оставаться собой и в то же время быть «своим» для аудитории. Это непросто. Когда президент поблагодарил юзеров, поздравивших его с днем рождения, использовав фразу «чесссное слово», один из пользователей подумал, что президент уже отмечает.
Удачные блоги — скорее исключения. Использование микроблогов большинством чиновников превращается в своеобразное шоу «Кремль, Россия» в прямом эфире. Назойливая попытка продемонстрировать искусственную (силиконовую, нанотехнологическую) современность и коммуникабельность на фоне реальной политической ситуации — благодатная почва для пародий.
Лидером по числу пародий, разумеется, стал KremlinRussia. Наиболее популярен KermlinRussia. Еще есть пародийные Kremlin_Rusia и KrenlimRussia, а также пародия на несуществующий аккаунт жены Медведва и на Путина. Появились они сразу после регистрации Медведева в твиттере — уж больно взволновал его приход тви-сообщество. Примерно такой же эффект произвело бы появление на куршевельском пикнике вчерашнего металлиста, переодетого в хипстера. Сгладить это впечатление у Медведева с тех пор никак не получается. Хотя в последнее время он, кажется, движется в правильном направлении. Поэтому вместе с его аудиторией растет и число читателей пародийного KermlinRussia: 46 000 против 110 000 у официального аккаунта.
У Лжедмитрия хороший вкус и чувство юмора, он всегда в курсе последних политических событий. По духу этот проект чем-то напоминает Владимир Владимирович, только ироничнее и злее. Верхом его мысли был твит, в котором он без иронии и шуток сказал: «Сегодня я отправил в отставку Юрия Лужкова». Это было написано в момент, когда травля Лужкова усиливалась и было понятно, что ему недолго оставаться мэром. Все ждали, что президент как-то откомментирует эту животрепещущую тему в твиттере. Но не дождались. И когда Лужков был отправлен в отставку, тоже. Зато социальную сеть изрядно повеселил его двойник.
Число пародий растет по мере того, как социально-политическая ситуация становится все более гротескной. Затухший пародийный твиттер Лужкова после смены мэра успешно заменил двойник Собянина. «Не сплю. Думаю о городе», — сообщает он около 3 часов ночи. Двойник жены президента обещает, что нынешний переход на зимнее время — последний, дальше стрелки переводим только вперед, пока не догоним Китай. Такова же природа популярности полных нелепицы твитов Жириновского (например, призыв к депутатам «лопатой поработать, помочь в тушении огня»).
Не всегда твит-пародии успешны. Быстро затухла пародия на «твиттер Грызлова». Казалось бы, лучше почвы для пародии не придумаешь (проблемы чистой воды, борьбы с козлами и т. д). Возможно, дело в том, что и сам Грызлов кажется пародией на деятелей другой эпохи. А пародия на пародию — это избыточность.
Твиттер — новая для чиновников площадка. Он заметно отличается от уже освоенного ими LiveJournal. В твиттере больше катализаторов стеба — вдохновляет возможность мгновенного распространения сообщения. И совершенно другая атмосфера: если LJ располагает к обстоятельному разговору, обмену мыслями, то в твиттере одно неточное слово, неуместное обращение, фальшь, наигранность — и ты будешь осмеян. С этой площадкой прекрасно справляются остроумные обладатели афористичного языка, а не привыкшие к закоснелым шаблонам политики, считающие свои твиттеры еще одной формой отчетности или своеобразной повинностью, а то и способом доказать свою готовность к модернизации.