«Бублики румяные. Яичница — объедение. Для $190 за ночь место просто удивительное». Брайан Чески полностью удовлетворен своей квартирой, расположенной в одном из самых популярных районов Сан-Франциско. У него только одно предложение: к объявлению в интернете не помешает привязать еще несколько фотографий.
Последние пять месяцев Чески живет в домах совершенно незнакомых ему людей, повесивших объявления об аренде на его сайте Airbnb. Его клиенты опубликовали объявления о сдаче более 50 000 мест — от $10 за ночь на раскладушке в Бруклине до $5000 за современный загородный дом площадью 600 кв. м в Скво-Вэлли, Калифорния. Чески никогда не расстается со своей зубной щеткой. «Надо быть тем человеком, на которого ориентирован мой бизнес», — говорит он.
Чески считает, что у него есть шанс отхватить кусок от глыбы американского рынка отпускной недвижимости оборотом $25 млрд в год. Конкурентов много, но никто из них не придумал такой убийственно простой схемы для краткосрочной аренды недвижимости — предложить собственникам жилья публикацию большого количества фотографий и очень подробного описания. HomeAway берет деньги за публикацию объявления, но не участвует в оплате услуги и не зарабатывает на этом. У CouchSerfing процветающее сообщество, но это некоммерческая организация (желающие пускают друг друга переночевать просто так). HomeExchange.com требует, чтобы у вас был дом, которым клиент мог бы обменяться с другим человеком. Craigslist (онлайн-доска объявлений) для большинства пользователей слишком замусорен.
Надежда Airbnb сделать теоретически безграничный рынок арендной недвижимости ликвидным очень понравилась Риду Хоффману, основателю сайта LinkedIn. В апреле венчурный фонд Хоффмана Greylock Partners возглавил раунд финансирования стартапа на $7,1. Для хозяев «этот сервис как манна небесная, а путешественники получают более точное описание места и цен», говорит Хоффман.
Хозяйка квартиры, в которой живет Чески, с ним согласна. «Можно сидеть в Facebook день-деньской, а можно и денег заработать», — говорит она, просматривая анкеты своих будущих гостей за кухонным столом и угощая постояльца завтраком.
Больше всего путешественники боятся того, что не знают, как выглядит их временное жилище и кто там живет. Фотографии домов на Airbnb просто гигантские, а хозяев просят предоставлять как можно больше информации о себе. Чтобы удостовериться, что гостей приняли хорошо, Airbnb придерживает платеж на 24 часа после регистрации.
Хижину с куполом в горах Санта-Круз, сдающуюся по $85 за ночь и известную как «Грибная хижина», на сайте Airbnb посмотрели 80 000 человек. С прошлого лета ее резервировали больше 200 раз. «YouTube делает звезд из людей, а мы — из их жилищ», — говорит Чески.
Чески не раскрывает доходов Airbnb, но говорит, что через сайт уже было забронировано 700 000 ночей, 85% из них за последние полгода. Компания из 35 сотрудников собирается дойти до цифры 1 млн ночей к концу года. Сайт получает 6-12% от стоимости аренды (она составляет в среднем около $100 за ночь) плюс 3% от хозяев на транзакционные издержки. Это значит, что выручка приближается к $10 млн.
Концепция сайта родилась три года назад, когда Чески переехал в Сан-Франциско, чтобы начать бизнес со своим соседом по комнате из колледжа Джо Геббиа. Чески жил у друга дома, потому что ему не хватало денег на собственное жилье. Чтобы немного заработать, товарищи создали сайт, на котором люди могли забронировать спальное место на надувном матрасе в их гостиной во время конференции по дизайну. Еще они заработали $37 000, продавая перед выборами «политические» хлопья для завтраков собственного изготовления — «Obama O's» и «Cap'n McCains».
Кризис не помешал росту Airbnb, добавив и недвижимости, и гостей. В начале 2009 года легендарный инвестор Пол Грэхам пригласил Airbnb в свой бизнес-инкубатор Y Combinator. Это позволило привлечь $600 000 у венчурного фонда Sequoia Capital.
Избыточное количество доступного жилья создало для компании некоторые проблемы. В Нью-Йорке, одном из крупнейших рынков Airbnb, торговая ассоциация владельцев гостиниц и группы соседей-активистов подавали жалобы на хозяев, незаконно превращающих пустующие помещения в гостиничные номера, многие из которых снимаются людьми, скрывающими свой статус. В результате законодательный орган штата Нью-Йорк запретил сдавать некоторые жилые помещения на срок менее чем 30 дней. Но пока это не слишком сказывается на бизнесе Чески. Тем более что Airbnb собирается расширить сферу деятельности на все типы помещений: от офисов до подъездных дорожек и задних дворов.