Словосочетание «убийца iPhone» дискредитировало себя несколько лет назад, но есть случай, когда без него не обойтись: флагманская серия Samsung Galaxy S. Помимо сходства продуктов вплоть до цвета иконок (что вызвало ряд исков со стороны Apple) и педалирования темы Samsung (пройтись в рекламном ролике по «яблочникам» стало традицией) есть более важная причина сравнивать эти смартфоны. Среди прорвы желающих обойти iPhone компания Samsung оказалась единственной, у кого получилось приблизиться к их результату: Galaxy S II разошелся тиражом более 20 млн экземпляров. Когда корейцы заявили, что Galaxy S III в отличие от других моделей удостоится отдельной презентации, стало ясно, что второе место их не устраивает. Так есть ли у нового Galaxy шансы побороть главный телефон планеты?
В техническом отношении корейцы пустил в ход тяжелую артиллерию: новый четырехъядерный процессор (у процессора iPhone 4S два ядра) на разработанном в Samsung чипе Exynos, рекордный для своего класса 4,8-дюймовый дисплей с разрешением 1280 x 720 (у конкурента — 3,5’’ и 960 x 640). Вопрос в том, поможет ли это смартфону: меньшего и не ждали, а никаких внезапных прорывов нет — у вышедшего немного ранее HTC One X уже есть и четыре ядра, и такое же разрешение. К тому же, массовый пользователь не понимает, зачем забивать голову количеством ядер. Кроме того, большой экран придется по вкусу далеко не всем, а пластиковый корпус разочаровал: позволив сделать устройство легче, он заставил его выглядеть дешевым.
Любопытнее обстоят дела с софтом: Samsung добавили в S III к Android ряд функций, призванных выделить модель из ряда андроидфонов. Одни из функций выглядят дополнением ради дополнения. Например, вряд ли многим пригодится возможность одновременно смотреть видео и делать что-то еще на экране с диагональю меньше пяти дюймов. Другие, напротив, настолько естественны и логичны, что впору задаваться вопросом, почему этого еще нет везде: например, возможность перейти от SMS-переписки с человеком к звонку ему простым поднесением телефона к уху.
Но если внешне Galaxy S в третьем поколении отдалился от iPhone на расстояние, достаточное для отсутствия исков, то при создании новых функций оглядываться на Apple явно не стеснялись. S Voice сложно охарактеризовать какими-либо словами, кроме «ответ Siri», а перемотка в начало страницы по нажатию на верхнюю панель и вовсе находится на грани фола.
В Samsung, похоже, поняли, что Apple гипнотизирует клиентов не столько отдельными функциями или техническими характеристиками, сколько общим впечатлением, лучше всего описываемым словами look and feel. Поэтому, представляя S III, позиционировали его как «смартфон, вдохновленный природой и созданный для людей». В общем, казалось бы, все учли. Так что ждет S III?
Несомненно, ждут отличные продажи. Почти наверняка они будут выше, чем у S II — и за счет популяризации бренда, и просто из-за роста рынка. Маловероятно, что они окажутся выше iPhone 4S. Но даже обойдя конкурента по продажам, Galaxy S III станет не главным телефоном планеты, а лишь самым популярным. Ему не стать культурным феноменом, именем нарицательным, символом эпохи. Почему? Чтобы понять это, необязательно развинчивать телефон: достаточно посмотреть, как его презентовали.
Со сцены многократно звучали слова вроде amazing. Речи были тщательно прописаны, но произносились они бесстрастными роботизированными голосами. Люди представляли один из главных гаджетов года — а казалось, они строго следуют правилам без радости сердечной.
Нет, безусловно, Samsung хорошо поработали над S III, учли все преимущества iPhone и получили на выходе достойный смартфон. Но тот же Apple при разработке первого iPhone не ставил цели убить кого-то конкретного. Они просто делали хороший телефон, чтобы нравилось самим — и вот он-то всех убил. Замкнутый круг: чтобы победить Apple, надо самому стать как Apple, а для этого надо перестать желать победить Apple.
Это отчасти получилось у Nokia 808 PureView: модель возникла не как попытка отодвинуть iPhone, а как результат желания сделать по-настоящему привлекательный смартфон. Samsung же в целом делает очевидно верные ходы. Но это ему не помогает просто по той причине, что он играет на доске противника и по его правилам.