Мировой рынок испытывает очередной приступ эйфории от квартальных результатов Apple. Акции компании растут как на дрожжах. Я же предлагаю трезво посмотреть на то, что сейчас с ней происходит. Мне кажется, ситуация с Apple начинает приобретать черты классического фондового пузыря.
Да, Apple объявила рекордные показатели за первый квартал 2012 финансового года (рост выручки на 73% до $46,3 млрд и чистой прибыли на 110% до $13 млрд по сравнению с тем же периодом 2011 года. — Forbes). У компании много свободных средств — более $100 млрд. Аналитики предсказывают, что после цены $500 за акцию котировки пробьют и потолок $600. Тех, кто рекомендует покупать акции Apple, можно понять. С одной стороны, фондовый рынок все время лихорадит. Кажется, что некуда инвестировать. С другой — есть компания, которая на протяжении многих лет показывает рост. Прежнюю звезду IT-рынка — Microsoft — аналитики давно «отработали». Microsoft сейчас особо хвалиться нечем (выручка Microsoft в четвертом квартале 2011 года выросла всего на 5%. — Forbes). Apple теперь не только «номер один» среди IT-компаний, но и крупнейшая по стоимости компания в мире.
И все же главным драйвером этого фантастического роста должны были быть новые продукты. На мой взгляд, все, что сейчас делает Apple, — это капитализирует наработанное. Расширяет географию продаж, поднимает выручку за счет iPad2 и iPhone4S, наращивает проникновение и доли рынка по всем направлениям. То есть ведет себя как рачительный наследник, старательно управляющий тем, что досталось. Стремится получить максимальную отдачу от имеющегося, но не движется дальше. Прорывов не намечается, и магическая аура компании уже чуть-чуть ослабла.
Прежде рост курса акций Apple гораздо больше соответствовал тому, что делает компания. Традиционно в январе во время выставки MacWorld Expo в Сан-Франциско Apple объявляла о новых продуктах. В этом году ничего заявлено не было. Вспомним, что произошло за год после выхода iPad2. Две главные новости: выход MacOS Lion минувшим летом и октябрьский релиз iPhone4S вместо горячо ожидаемого iPhone5. В общем, это все. iPhone5, скорее всего, появится только осенью (то есть от «четвертого» до «пятого» пройдет два года, а это как-то слишком долго). iPad3 — в марте, но, кажется, с относительно небольшим числом улучшений. Ожидание обновления линейки ноутбуков. Негусто…
А вот другие новости. Недавно один из крупных акционеров Apple — американский пенсионный фонд — потребовал модернизировать систему корпоративного управления (больше открытости и тому подобного). Это будет обсуждаться на годовом собрании 23 февраля. Инвесторы с Уолл-стрит все громче требуют от нового CEO выплаты дивидендов или выкупа собственных акций. От инициативных граждан компания получила петицию с 250 000 подписями о том, чтобы Apple повлияла на улучшение условий труда на заводах своих поставщиков в Китае. В Америке это все довольно важно. В США все больше разговоров о том, что Apple как крупнейшая компания обязана перенести производство назад в Америку. Джобс успешно отражал все подобные призывы и требования. Но теперь его нет, и компанию начинают атаковать.
Образ компании-волшебника, достающего из рукава магические гаджеты, подвергается эрозии, пока не очень заметной. В сознании американцев Apple постепенно передвигается на то место, которое долгое время занимал Microsoft — место ключевой IT-компании, обязанной соответствовать мнению общества, а не только лишь своей внутренней стратегии в отношениях с внешним миром. Microsoft, как известно, восстановил против себя заметную часть граждан и правительств в разных странах. А теперь уже Apple непрерывно судится — и с конкурентами, и с правительствами. А рядом стерегут каждый ее шаг могучие конкуренты — Google и Samsung. А за ними — очередь новых шустрых производителей, со своими планшетами и ультрабуками.
Новый глава Apple Тим Кук был очень сильным СОО (операционным директором). Возможно, самым сильным среди коллег из крупных корпораций. Насколько сильным он окажется в роли СЕО, конечно, покажет время. Пока, за прошедшие месяцы, время ничего не показало. Лично меня смутила история с его вознаграждением за 2011 год — самым высоким за всю историю Apple (в августе 2011 года после назначения на пост CEO Apple Тим Кук получил акции Apple на сумму $376 млн; сейчас этот пакет стоит свыше $450 млн. — Forbes). При Стиве Джобсе компания выглядела этаким аскетичным монашеским орденом с минималистской атрибутикой — такой, как синие джинсы и черный свитер ее генерального директора и его символическая зарплата $1 в год. Эти аскетичность и минимализм были составной частью образа Apple. На этом фоне сверхдоход Тима Кука выглядит скандальным. Вряд ли скандалы нужны Apple. Они разрушают магию Apple, превращая ее в обычную корпорацию.
Некоторые эксперты включили риск падения капитализации Apple в число угроз американской экономике в ближайшие год-два. Она (капитализация) настолько велика — около $470 млрд, что падение, допустим, на 25% может привести к катастрофе на фондовом рынке. Вспоминается, что в прежние времена акции Apple покупали в основном те, кто верил компании и ее лидеру. Многие из тех, кто покупает сейчас, просто следуют советам своих аналитиков. Они с легкостью будут избавляться от акций, если вдруг почуют что-то плохое. А лавина, как известно, начинается с одного-двух камней.