Директор «Яндекса» по технологиям и разработке — о выборах, видеокамерах и интернете
Выборы в Государственную думу, прошедшие 4 декабря уже прошлого года, вызвали заметный общественный резонанс. Для улучшения общественного контроля над предстоящими президентскими выборами премьер-министр Владимир Путин предложил установить на каждом избирательном участке веб-камеры. Минкомсвязи пригласило меня в экспертный совет по обсуждению видеотрансляций с избирательных участков, и я принял приглашение.
Здесь я опишу мое видение ситуации и выбранных правительством решений, расскажу о своих предложениях. Моя точка зрения основана на личном опыте и знаниях в сфере интернет-технологий, а также на существующем законодательстве, которое регламентирует публичное наблюдение за ходом голосования.
Стационарные камеры — хорошо, но недостаточно
Минкомсвязи определилось с решением и выбрало поставщиков оборудования. Опустив подробности, которые легко можно найти в СМИ, повторю лишь, что на каждом участке планируется установить две стационарные веб-камеры, «смотрящие» на урны для бюллетеней.
У стационарного видеонаблюдения, безусловно, есть свои плюсы. Например, непрерывность и полнота записи. Камеры устанавливаются заранее и под руководством сотрудников избирательных комиссий, что снижает риск от неквалифицированных и поспешных действий. Понятно, что отсмотреть все записи практически невозможно. Но применив, например, алгоритмы компьютерного зрения к сохраненным видеофайлам, можно будет с довольно высокой точностью автоматически посчитать число опущенных в урны бюллетеней, а затем, сравнив это число с данными из протоколов, при сильном несовпадении изучить запись «вручную».
Минусы стационарного наблюдения в том, что оно не может отобразить все события, происходящие на избирательном участке. Остается много слепых зон, да и вряд ли кто-то будет что-то нарушать, зная, что на него смотрит камера. К тому же на данный момент стационарная видеозапись процесса голосования никак не регламентируется законодательством, то есть суды будут решать самостоятельно — принимать ее в качестве доказательства или нет.
Если обратиться к статистике нарушений, то минусы только стационарного видеонаблюдения становятся еще более очевидными. Например, по данным, которые предоставил Андрей Бузин, председатель Межрегионального объединения избирателей, автор статей и книг по избирательному процессу, вклад отдельных видов нарушений в общую картину таков:
- прямые вбросы бюллетеней в стационарную урну: 7%
- прямые вбросы бюллетеней в переносную урну: 3%
- голосование за других лиц по сговору с членом УИК (без открепительного): 7,5%
- голосование за других лиц по сговору с членом УИК (с открепительным): 2,5%
- многократное голосование по своему открепительному: 2,5%
- выездное голосование без правильного составления реестра: 2,5%
- прямые вбросы при подсчете голосов: 10%
- неправильный подсчет и перекладывание бюллетеней: 5%
- составление протокола, не соответствующего результатам подсчета: 5%
- подмена (переписывание) протокола между УИК и ТИК: 15%
- переписывание протокола в ТИК до внесения в увеличенную форму сводной таблицы: 25%
- переписывание протокола в ТИК после внесения в увеличенную форму сводной таблицы: 15%
Что же можно предложить? На мой взгляд, хорошим и важным дополнением к стационарным камерам могут стать смартфоны со специальным мобильным приложением в руках у наблюдателей. Простое приложение, созданное с учетом уже подробно прописанной в законодательстве процедуры наблюдения за выборами, поможет даже неопытному наблюдателю фиксировать и документировать все происходящее на участке — с правильных ракурсов и с нужными подробностями.
Комбинация стационарных камер и смартфонов с мобильным приложением — более выигрышный вариант. И такой вариант вполне реально подготовить до мартовских выборов, тем более что несколько групп добровольцев уже начали разрабатывать подобные мобильные приложения. Опишу подробнее прототип одного из них — «Блокнот наблюдателя».
Мобильная видеозапись, или «Блокнот наблюдателя»
Приложение распространяется так же, как и любые другие аппликации, — через AndroidMarket, AppStore, OviStore и т. д. Наблюдатели и просто сознательные избиратели могут установить его на свои личные смартфоны. Данные от избирателей поступают из приложения сразу в социальные сети, а от официальных лиц — на один или несколько общественных сайтов для наблюдения за выборами, например на webwybory2012.ru. Чтобы впоследствии можно было проверить достоверность записи, каждая получает цифровую подпись и сохраняется в памяти устройства.
Свободное распространение «Блокнота» хорошо вот чем. Допустим, наблюдатель, видя нарушение, начинает не только снимать его, но и обращает внимание окружающих на происходящее. Если среди присутствующих есть те, кто установил приложение, то они тоже начинают снимать. С помощью геолокации и отметок о времени такие записи легко кластеризовать. Таким образом, нарушение фиксируется сразу с нескольких ракурсов и совершенно разными людьми. Чтобы избежать запоздалых нажатий на кнопку записи, можно попробовать научить приложение постоянно и циклично записывать по несколько секунд — такие отрывки будут добавляться в начало снятого ролика.
C помощью приложения «Блокнот наблюдателя» можно снимать на видео и фотографировать не только нарушения, но и весь процесс голосования, подготовку к нему, подсчет голосов и т. д. Например, до, после и в ходе голосования фотографируются подшитые книги избирателей; снимаются вскрытие урн, сортировка и подсчет бюллетеней, проверка контрольных соотношений, итоговое заседание, упаковка бюллетеней, оформление протокола, выдача копий протокола, все в соответствии с полномочиями наблюдателя, прописанными в законе.
Есть, правда, трудность с передачей информации на сайт — не каждый избирательный участок оборудован Wi-Fi-точкой, а пропускная способность мобильного интернета сильно ограничена. Чтобы решить эту проблему, добавим в приложение отложенную синхронизацию — загрузить недостающие материалы можно и после закрытия избирательных участков: из дома, интернет-кафе и т. п. Решать проблему интернет-каналов можно и централизованно, оборудовав избирательные участки Wi-Fi-точками с доступом в интернет. Тем более что проект видеонаблюдения сопряжен с улучшением каналов связи к участкам. Чаще всего избирательные участки располагаются в школах, которые смогут использовать такую Wi-Fi-точку в повседневной образовательной деятельности. Конечно, нужны свободные розетки для подзарядки смартфонов — вещь очевидная, но в суматохе про нее часто забывают. Также очень хорошо, если смартфоны будут выдаваться организаторами выборов хотя бы по одному на участок.
Мобильная видеозапись вместе со стационарной помогут зафиксировать все ключевые моменты хода голосования.
О статистике, математике и технологиях, которые опоздали к выборам
Многие читатели знают, как на основе современного статистического анализа можно находить нарушения самых разных правил и законов. Например, в популярной книге «Фрикономика» рассказано, как статистика и алгоритмические приемы помогли с высокой точностью выявить школы Чикаго, в которых были подделаны результаты SAT (американский аналог нашего ЕГЭ). По результатам нескольких последних выборов в России проходили дискуссии о статистических закономерностях голосования. Увы, апостериорный статистический анализ часто не обладает необходимой разрешающей способностью, чтобы дать абсолютно точный ответ на вопрос о фактах и видах нарушений на каждом конкретном участке.
Но хороший ответ в данном случае можно получить с помощью интернета. Более 80% (возможно, даже 90%) участков имеют хотя бы минимальное по скорости доступа проводное или беспроводное подключение к интернету. В стране работает не менее полумиллиона терминалов платежных систем — все они подключены к интернету. Каждый владелец сотового телефона по сути тоже подключен к интернету, ведь даже когда вы скачиваете рингтон, вы пользуетесь интернетом. Все это открывает большие возможности для модернизации избирательной системы и внедрения известных наработанных механизмов, которые если не исключают ошибки, то сводят многие из них к минимуму.
Перечислю лишь некоторые такие возможности. Единые электронные списки избирателей и печать бюллетеней «по требованию» по приходу каждого избирателя исключают или затрудняют некорректное использование непогашенных, неиспользованных бюллетеней. Единая система выдачи открепительных талонов исключает повторное голосование одного избирателя. Прямая связь участков с центральной избирательной комиссией и передача данных в ЦИК по сети исключает ошибки и нарушения при передаче информации «из рук в руки». Возможны и другие, еще более современные и защищенные технологические компоненты избирательной системы, например технология голосования на основе бюллетеня Бисмарка, о которой я недавно рассказывал. И ничто из перечисленного не требует высокоскоростного интернета на избирательных участках, не создает нагрузки на сеть и не подвергает никакому испытанию существующую инфраструктуру российского сегмента интернета.
К сожалению, к предстоящим выборам воплотить в жизнь эти решения уже нет времени. То, на что время есть, я описал выше.