К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Руководители Blackberry пропустили момент, когда мир поменялся»

фото REUTERS 2012
фото REUTERS 2012
Основатели Blackberry, отправленные в отставку, пересидели на своих должностях. Теперь их уход уже ничего не изменит

В понедельник ушли в отставку два соруководителя компании Blackberry, два столпа, две легенды этого бизнеса — Майкл Лазаридис и Джим Болсилли, стоявшие во главе компании почти 20 лет, с 1992 года.

Владелец бренда Blackberry — канадская компания Research In Motion (RIM) — была создана в 1984 году 23-летним Лазаридисом и двумя его партнерами. В Канаде его считают местным Стивом Джобсом, RIM — крупнейшая канадская технологическая компания. В 1992 году к Лазаридису присоединился Джим Болсилли, также весьма известная в Канаде фигура. Оба они, помимо бизнес-заслуг, известные в Канаде филантропы и покровители наук. Их уход произошел под дружный недобрый гул акционеров, инвестбанкиров, аналитиков и вообще всех, кому небезразлична судьба RIM. Уход стал завершающим аккордом в череде неудач, преследующих легендарную компанию. Что же произошло?

Имена многих предпринимателей и генеральных директоров вписаны золотыми буквами в историю создания высокотехнологичного американского бизнеса. Но некоторые не сумели стать частью истории и вместо этого остались на посту. Лазаридис и Болсилли — из их числа. Им удалось достичь замечательных успехов и прославить компанию. Но мир, где у них все так хорошо сложилось, был иным — понятным и предсказуемым миром корпоративных пользователей, где основными персонажами были моложавые загорелые мужчины в костюмах и галстуках, легко перемещающиеся по миру.

 

В этот мир и пришли смартфоны Blackberry. В этом мире, собственно, и остались, как доисторическая муха в куске янтаря. Потому что все стало другим. Всего за несколько лет.

Нет, корпоративный мир никуда не делся. Но рядом с ним стремительно вознесся гигантский потребительский рынок, где покупателем является кто угодно — подросток, пенсионер, домохозяйка. В дополнение к привычной географии выросли рынки развивающихся стран, в первую очередь китайский, но также и Индия, Россия, весь мир. Продажи телефонов в 2010 году составили 1,4 млрд штук и продолжают расти. В 2011 году только смартфонов в мире было продано столько, сколько 10 лет назад всех телефонов. За это десятилетие большинство европейских и американских производителей телефонов умерли или сменили владельцев На этих руинах расцвели азиатские «драконы» — Samsung, LG, HTC. Из европейцев осталась только финская Nokia. В принципе, она и была королевой смартфонов с самого начала. Однако это был хоть и респектабельный, но ширпотреб, а вот аппараты Blackberry все эти годы были высшим классом. Их продажи росли, появлялись новые модели, открывались офисы в разных странах.

 

И вот в 2007 году появляется iPhone, а в 2008 году — операционная система Android от Google, сразу взятая на вооружение Samsung, HTC и другими азиатскими производителями. И Apple, и Google с самого начала ориентировались не на стройный корпоративный мир, а на буйную улицу — десятки, сотни миллионов пользователей.

Но и это было еще не все. Apple сделала следующий ход — и опять очень сильный. Два года назад на рынке появился iPad, который сразу же завоевал мировой рынок планшетов. Довольно быстро вдогонку бросился Samsung. И теперь уже Apple и Samsung держат мировое лидерство в мобильных системах. За ними идут остальные.

Все это время руководители Blackberry практически ничего не предпринимали, чтобы вписаться в новую реальность. Правильнее сказать, они отрицали эту реальность. Они пропустили момент, когда мир поменялся — просто не заметили этого. В результате ураган накрыл и их. И хотя продажи все еще медленно растут, доля на рынке снижается, как и прибыль. Падает стоимость акций. Новая ОС появится к концу 2012 года, и, как показывает пример Nokia, за такой срок можно растерять все.

 

Вообще судьбы Nokia и RIM похожи. Они выросли в «старой» реальности, долго не могли принять ее кончину как факт и опоздали с переменами. Их основатели не хотели ничего менять, верили в вечность своих успехов. Обе компании сменили основателей на технократов за неимением подлинных визионеров. И, кажется, обеим эта замена не поможет.

Я много лет засматривался на Blackberry. В этом телефоне была своя магия. Будучи много лет членом клуба Apple, я понимал толк в вещах, обозначающих принадлежность к особой касте. У всех иностранцев, прилетающих бизнес-классом и стоящих затем в очереди на паспортный контроль, были телефоны Blackberry. Встреченные мною на бесчисленных конференциях, переговорах, лекциях зарубежные бизнесмены были как один вооружены этими аппаратами. Один мой старый американский знакомый, болтая об отпуске, спросил меня: «Ты выключаешь свой Blackberry во время отпуска?»

У меня же с 1996 года были сменяющие друг друга телефоны Nokia. На них я, как и многие жители России, проходил все этапы эволюции телефонов и смартфонов. В начале 2009 года я решил сменить бренд. Эмоционально был настроен на Blackberry. Целую неделю выбирал, смотрел, держал в руках, пробовал. Опрашивал знакомых.  Но если бы года на три раньше, я бы выбрал Blackberry, без колебаний. А так — пришлось признать, что есть и более удобные и современные смартфоны. Поезд Blackberry, в общем-то, ушел...

См. также материал «Шесть жертв технического прогресса»

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+