К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Эффект Цукерберга

фото Fotobank / Getty Images
фото Fotobank / Getty Images
Автор бестселлера о том, как Facebook захватил мир, объясняет, почему эту социальную сеть невозможно переоценить

Можно ли адекватно оценить в долларах революционные изменения в политике, экономике и социальной жизни? Сейчас все рассуждают об IPO Facebook, однако многие смотрят на эту компанию под слишком узким углом. Между тем эта социальная сеть ускорила коммуникацию между людьми и изменила само понятие дружбы. Она предоставила бизнесу невиданные ранее рекламные возможности. Рядовым гражданам Facebook подарила новые могущественные инструменты для политической организации. Определяя долгосрочные перспективы Facebook лишь через призму финансовых показателей и сравнений с другими компаниями, мы не учитываем ее абсолютную уникальность.

Основатель и глава Facebook Марк Цукерберг пытается построить базу данных всех людей на планете, где можно найти нужного человека, даже если ты не знаешь его телефона или почтового адреса. Это невероятно амбициозная цель, но учитывая достигнутые успехи, ее нельзя считать невыполнимой. Ни одна корпорация в мире не играет такой важной роли в процессе общения, как Facebook.

Сам Цукерберг уже давно называет Facebook социальным движением. И чтобы понять, куда он ведет свою компанию, его стоит воспринимать как социального революционера, а не бизнесмена.

 

Если революционеры прошлого меняли общество силой своей риторики и политических партий, то Цукерберг использует программный код. Он считает, что мир неизбежно будет трансформирован за счет открытости информации и беспрестанно ускоряющегося обмена мыслями и идеями. Если люди будут получать больше знаний об окружающем их мире, они смогут лучше его контролировать. Именно ради этого он работает, а мы, население Земли, отвечаем ему с энтузиазмом. В конечном итоге Facebook нужен не для того, чтобы постить фотографии или узнавать о вечеринке в выходные, хотя прекрасно справляется и с этой задачей.

«Я часто говорю сотрудникам Facebook, что я не хочу просто создать успешную компанию», — рассказывал для моей книги Цукерберг в 2009 году. Несмотря на критику, он, как и многие его современники, верит, что зарабатывать деньги — не единственная задача бизнеса. «Многие ошибочно полагают, что меня не волнует прибыль и все такое. Это в корне неверно. Успешная экономическая модель необходима, чтобы поддерживать наши проекты и всю экосистему наших партнеров. Однако мне хочется не только этого, мне хочется действительно оказать существенное влияние на мир», — говорил глава социальной сети.

 

То, о чем говорит Цукерберг, уже происходит. Благодаря Facebook мы впервые в истории начали использовать в интернете свои настоящие имена. Он помог нам оцифровать свой «социальный граф», учтя все многообразие и сложность наших дружеских связей и интересов. Затем он создал платформу, с помощью которой другие компании и сайты создают вокруг своего бизнеса огромные сообщества. Поскольку сейчас в мире наступает эпоха смартфонов и других портативных устройств, все эти возможности будут с нами постоянно вне зависимости от нашего местоположения.

За это время Цукерберг превратился в зрелого CEO, хотя о себе он думает, как о солдате специальной миссии. Если бы он действовал исходя из общепринятых соображений, он бы не отклонил предложение Microsoft купить Facebook за $15 млрд. Цукербергу тогда было всего 23 года (сейчас 28), и он ушел бы домой с круглой суммой $4 млрд. Но он даже не рассматривал такой возможности, поскольку думает о значительно большем.

Он хочет распространить Facebook на весь мир. Уже сейчас социальная сеть доступна на 75 языках и почти в каждой стране, за исключением государств вроде Китая, Кубы, Мьянмы и Северной Кореи. Глобальный успех Facebook доказывает интуитивное предположение Цукерберга, что все люди вне зависимости от национальности хотят делиться информацией одинаковыми способами.

 

По мнению Цукерберга, однако, Facebook находится лишь в самом начале пути. Сейчас его главная цель — увеличить количество пользователей до 7 млрд человек. Он придает этому такое большое значение, что даже овладел китайским языком, чтобы рано или поздно открыть Facebook для самой населенной страны земного шара.

Многие консервативно мыслящие эксперты критикует акционерную модель Facebook, где Цукерберг может единолично принимать любые решения. Однако они почему-то забывают, что такое право было у Цукерберга с середины прошлого десятилетия. Как вы думаете, отказался бы Facebook от предложения Microsoft, если бы компанию контролировали инвесторы и совет директоров? Все это совершенно не отменяет того факта, что с ростом значения Facebook для бизнеса и политики Цукербергу придется крайне ответственно использовать свою абсолютную власть. Инвесторы Facebook должны четко осознавать, что, вкладывая свои деньги, они делают ставку исключительно на Марка Цукерберга и его видение. Сам он ранее говорил, что хотел бы оставаться во главе компании еще как минимум три десятилетия.

Facebook неоднократно и вполне по делу обвиняли в отсутствии уважения к приватности своих пользователей. Я в такие моменты думаю о городах, что помогает мне осознать значительность глобальной роли социальной сети. История человечества большей частью строилась в деревнях и маленьких городах. В деревне настолько мало приватности, насколько можно себе представить — все знают друг о друге абсолютно все. В 2009 году впервые численность городского населения превысила численность сельского.

Разве не любопытно, что именно в этот момент самым популярным средством коммуникации стал сайт, который воссоздает уровень открытости и прозрачности небольшой деревни?

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+