Если бы Leica M Monochrom не анонсировали на днях, ее следовало бы придумать. Современный цифровой фотоаппарат за $8 000, не способный делать цветные снимки — сама идея прекрасна неожиданным аскетизмом. Неудивительно, что новость о черно-белой камере вызвала множество ироничных комментариев. Однако, пока блогеры ухмылялись, фотографы изучали информацию с интересом: отказ от цветовых фильтров позволяет снизить уровень шумов и улучшить динамический диапазон снимков. Так что, хотя M Monochrom отличается от Leica M9 лишь отсутствием цвета, сделанные на новую модель снимки получатся качественнее, чем на M9 в черно-белом режиме.
Справедливости ради, это не первый черно-белый «цифровик» в истории — Kodak DCS 760 обзавелся монохромным «братом» DCS 760m еще в начале нулевых. Существуют специализированные камеры для научных целей. Но впервые от цвета отказались в модели с полным кадром 35 мм, любимым профессионалами.
Насколько эта громкая заявка окажется подкреплена востребованностью, станет ясно в июле, когда камера появится в продаже. Ажиотажного спроса ждать глупо попросту из-за цены —- помимо стоимости самой камеры в $8000 (что дороже даже цветного M9) покупателям придется раскошелиться еще и на объективы. Фотоаппарат может найти свою нишу, вдохновив производителей на более бюджетные черно-белые решения, а может остаться курьезом для коллекционеров.
Стоит подумать над другим: почему модель появилась только в 2012 году? Напрашивающийся ответ — мода на винтаж и искусственные ограничения, на которой можно неплохо нажиться. Сервис Instagram продан за $1 млрд. Прототип Leica 1923 года ушел с аукциона за €2 млн. Глядишь, и на этот фотоаппарат за $8000 желающие найдутся.
Однако, как бы ни хотелось уложить все эти события в один ряд, они принципиально различаются. За Instagram заплатил Facebook, а попробуй-ка среди его пользователей найти согласных отдавать большие деньги. Аукционы — отдельная история, не связанная жестко с обычным рынком и способная жить своей жизнью.
Поэтому, если считать появление M Monochrom вызванным какой-либо современной тенденцией, на эту роль хочется предложить скорее уже переход человечества к универсальным устройствам. К чему он приводит в случае с дорогими фотоаппаратами? Раньше каждый знал, что «зеркалка — это круто». В чем именно заключается крутизна, представлялось смутно, но, обладая нужной суммой, зачастую покупатель все равно выкладывал ее, чтобы получить топовое устройство, и зачастую приобретал фотоаппарат по принципу «большой — значит хороший», не зная, что внутри большого корпуса вместо 35-миллиметровой матрицы стоит уменьшенная APS-C. Мог бы его выбором стать M Monochrom? Вряд ли: этот фотоаппарат хорош как дополнение к уже имеющемуся цветному, а для «случайного» покупателя вполне достаточно одного. Он не станет ходить с охапкой камер, выбирая для каждого кадра подходящую.
Когда даже суперзвезды принялись фотографировать себя и все вокруг смартфонами, значительная часть таких покупателей отсеялась, последовав их примеру. Если раньше получить статус в обществе можно было благодаря размеру объектива, то теперь в социальных пузомерках стал насущнее вопрос «iPhone 4 или 4S». Разумеется, кто-то по-прежнему приобретает фотоаппарат по принципу «самый дорогой, чтобы точно шедевры получались», но в целом рынок дорогих камер сместился в сторону тех, кто хорошо знает им цену. Неудивительно, что производители этих камер обратили большее внимание на запросы продвинутой части фотографов. Неудивительно также, что первопроходцем выступила Leica, имеющая репутацию создателя нишевых бескомпромиссных решений и окруженная в фотографическом мире культом.
Если это предположение верно, то в дальнейшем стоит ждать от дорогих фотоаппаратов ухода от заигрываний с массовым рынком и обращения к людям, точно знающим, чего они хотят. Скажем, автоматический режим съемки может потерять в приоритетности, потому что пользоваться им все равно будут редко. Также, вероятно, в обществе снизится употребление оборотов «говнофотограф с говнозеркалкой» и «биореактор по переработке фотографов». А вот адаптируемый гиками к различным ситуациям текст «Мытищи», напротив, может найти новое применение — если сейчас упомянутый там «хардкор», показывающий преданность делу, фотографы вспоминают применительно к пленке, то в будущем это может распространиться на любую камеру с полным кадром.