В начале недели Google отчитался о финансовых результатах за последний квартал. Его прибыль по сравнению с прошлым годом выросла на 26%, словно в мире и не происходит стремительное замедление экономического роста. Аналитики взбудоражены перспективами Google в социальных сетях, надеясь, что он сможет бросить вызов Facebook. Не стоит забывать и об успехах его мобильной платформы Android, и о других разнообразных сервисах и приложениях.
На этом фоне ставить под сомнение светлое будущее Google достаточно странно. Однако есть одно «но». Как насчет поиска, который до сих пор приносит большую часть доходов компании? Как ни парадоксально, но именно поиск — самое слабое место у Google. По словам сооснователя и генерального директора Google Ларри Пейджа, идеальная поисковая система должна понимать, о чем ее спрашивают и моментально выдавать подходящий ответ. Невзирая на всю свою популярность, Google пока крайне далек от этого идеала.
Google, как и все современные поисковики, за десять с лишним лет существования так и не начал выводить поиск на принципиально новый уровень. Он по-прежнему совершенно не понимает смысла запросов и по-прежнему не имеет представления о содержании проиндексированных им триллионов страниц.
В результате пользователи Google не получают ответа на заданный вопрос. Вместо этого они вынуждены просматривать десятки скрывающихся за ссылками страниц, на которых этот ответ гипотетически может находиться. Несоответствие предложения спросу прекрасно иллюстрируется первыми словами любой поисковой выдачи: «Результатов на запрос: примерно xxx миллионов». И что с этим делать?
Этот фундаментальный недостаток в ключевом бизнесе Google особенно бросается в глазах на примере смартфонов. Владельцы мобильных устройств в большинстве своем просто хотят ответов на свои вопросы, а не бесконечный список источников, отсортированных в соответствии с их релевантностью и свежестью.
Большинство запросов на смартфонах делаются в поисках простой справочной информации или координат находящихся неподалеку ресторанов. Люди не хотят пробираться через сотни веб-страниц в надежде обнаружить нужный супермаркет или узнать сколько людей живет в Китае. Два их главных требования — информация должна быть адекватна их текущему местоположению и выдаваться как можно быстрее. Основанные исключительно на статистике и индексирующие миллионы страниц поисковики не способны справиться с этими задачами.
Поэтому следующий вызов в поиске будет формулироваться совершенно иначе: не проиндексировать всю информацию в мире, а проанализировать ее и сделать ее использование максимально удобным и простым.
В Google понимают это. Вот что вице-президент компании Мариса Мейер говорит о поиске будущего: «Это будет машина, которая просто отвечает на вопросы. Она будет способна распознавать речь, понимать вопросы, фразы, контекст. Она будет моментально анализировать всю информацию в мире и выдавать вам ответ в виде презентации, где будут собраны наиболее актуальные и объективные данные».
Несмотря на это, не Google, а другая компания сделала первый шаг в этом направлении. Ведь описанное Мейер звучит весьма знакомо, правда? Последние несколько недель планета взбудоражена новостями о новом iPhone. Наибольший интерес у экспертов и простых людей вызывает интегрированная в смартфон программа Siri, которая понимает голосовые команды владельца и выполняет его просьбы. Вот как в самой Apple объясняют кредо Siri: «Ваши команды для нее — закон».
Пользователь может общаться с Siri, как общается с другими людьми. Siri известно, что у нее спрашивают, ей также известно, что это значит. Она даже способна отвечать. Фактически Siri анализирует структуру человеческого языка. Именно так и должен выглядеть поиск будущего: задал вопрос — получил один ответ.
Вопрос: «Традиционный поиск умирает?»
Ответ: «Да, и очень быстро».
[processed]