Пусть Apple и не смогла представить вчера пятую модель iPhone, но компания, как всегда, смогла удивить. Новый интеллектуальный помощник, встроенная в телефон программа Siri, — это новый и небанальный пример того, как вычислительные мощности меняют каждодневную жизнь. 12 лет назад, когда я работал в компании Psion (разработчик карманных компьютеров), мне уже приходилось выслушивать пожелания клиентов о голосовой активации голосом. Но никто из нас не мог представить, что эта функция может работать так интуитивно просто и эффективно. У Apple, кажется, появился новый хит.
Но прежде чем праздновать очередной успех, давайте остановимся на секунду и подумаем о стратегии Apple. Источник невероятных доходов компании — способность соединить «железо» и программное обеспечение в своих устройствах в такой степени, какая никогда не была доступна специализированным производителям того и другого. Компьютеры Mac, iPod и iPhone преуспели потому, что смогли интегрировать программные и аппаратные инновации и так выделиться на фоне переполненного рынка. Вчерашняя презентация демонстрирует смену стратегии. Аппаратная часть iPhone 4S, пусть и превосходящая предыдущее поколение, едва ли может вызвать привычный восторг. Apple все больше полагается на программное обеспечение для стимуляции продаж. Помощник Siri, облачное хранилище iCloud и бессчетные новации меньшего масштаба — яркое тому свидетельство.
Apple становится потихоньку софтверной компанией. Что это значит?
Во-первых, новые источники выручки для Apple. Siri имеет все шансы стать существенным источником доходов. После того, как пользователь приучится использовать программу на регулярной основе для назначения встреч и работы с контактами, ему будет трудно перестать задавать все новые вопросы — о ресторанах, пробках, и прочих внезапно возникающих жизненных потребностях. Сколько стоит эта возможность? Какой рекламный рынок это сулит Apple? Компания будет понимать каждого клиента в такой степени, какая не снилась даже Google, и снабжать его рекламой на самые неожиданные случаи жизни. Конкуренты пытаются угадывать отдельные интересы — у Apple, благодаря собственному голосовому интерфейсу и обработке данных, будет общая картина.
Во-вторых, удешевление «железа». Операционная система Android показала, что качественный софт способен сам по себе привлечь создателей телефонов, и с их помощью завоевать массовый рынок. И пусть пока Apple получает 2/3 прибыли всей телефонной индустрии, Android более чем успешно конкурирует с ним за долю рынка. Значит, перед менеджментом Apple стоит выбор. Продолжать зарабатывать на том, чтобы продавать дорогие устройства небольшой доле покупателей (iPhone принадлежит около 5% всего рынка мобильных телефонов), или позволить производителям достаточно мощных, но более дешевых устройств использовать свои сервисы. Даже те, кто не может себе позволить дорогой iPhone, могут соблазниться попробовать программные продукты Apple, сначала один, затем другой, и в конце концов попасть в ту же паутину.
В-третьих, глобальное присутствие. Если Apple действительно сделает свои сервисы доступными для всех, он автоматически станет важным игроком и на развивающихся рынках. Старые модели iPhone отчасти решают проблему выхода в страны третьего мира — за счет скидок. Но теоретическая возможность сделать Siri и iCloud доступными на любом устройстве сулит взрывной рост числа потребителей. И в той мере, в какой некоторые из этих сервисов выигрывают от сетевых эффектов (почему бы Siri не научиться выбирать время для встречи, удобное обеим сторонам?), повсеместное распространение только упрочит доминирующее положение Apple.
В конце концов, Apple стоит перед выбором бизнес-модели. Компания может продолжать производить хорошие телефоны, которые мы продолжим покупать, даже несмотря на то, что они нам не особо нужны. Но вчерашняя презентация, обернувшаяся неудачей из-за отсутствия iPhone 5, показывает, что это не так-то просто. Или же Apple может использовать свои услуги для того, чтобы привлекать новых пользователей в свою систему и постепенно приучать их тратить на программы гораздо больше денег, чем они когда-либо считали возможным. Переход не случится внезапно — представьте себе разочарование людей, которые провели последние два дня в очереди за новым телефоном. Но когда переход произойдет, это может открыть перед компанией рынки, по сравнению с которыми померкнет нынешняя громадина.