Антимонопольное ведомство снова взялось за связистов: чиновники предложили запретить округлять до минут время разговора по телефону. Счет нужно вести на секунды, а не на минуты, как сейчас: не оказал услугу — не бери деньги, рассуждают антимонополисты. У чиновников из Минкомсвязи более сдержанный вариант: они предлагают разрешить операторам округлять время с точностью до 20 секунд. Попытки государства уменьшить цену сотовой связи следуют буквально одна за другой: так, в прошлом году оно обнаружило, что российские операторы мобильной связи дерут втридорога в роуминге со своих и чужих абонентов, и потребовало принять меры.
На первый взгляд кажется, что секундомер для телефона позволит людям сэкономить на связи. Не тут-то было! Эксперты вспоминают опыт пятилетней давности, когда в России приняли закон о бесплатных входящих звонках. До 2006 года у связистов на входящие звонки приходилось 10% всех доходов, которых они, соответственно, должны были лишиться. Это в теории. А на практике выручка крупнейших операторов только выросла.
Как же так? Очень просто. Все связисты сразу изменили структуру расчетов между собой. Как было до 2006 года? Допустим, вы абонент МТС, и звоните своим родителям на номер «Билайна», а потом каждый из вас платит своему оператору. А еще операторы платили за доступ к сетям друг друга, так называемый «интерконнект». При звонке с номера МТС на номер «Билайна» первый оператор платил последнему в среднем цент за минуту. Эту плату на заре сотовой связи навязали крупные операторы: мелким было просто некуда деваться, приходилось платить.
В 2006 году все входящие звонки стали бесплатными: теперь за ваш звонок родителям их оператор — в нашем примере «Билайн» — получит только от МТС. Но тарифы за интерконнект в 2006 году выросли втрое — до трех центов в минуту. В результате бесплатные входящие звонки позволили крупнейшим сотовым операторам — МТС, «Билайну» и «Мегафону» — увеличить выручку на 20%, посчитал аналитик «ТКБ Капитала» Кирилл Бахтин.
Неужели вы думаете, что посекундная тарификация может закончиться чем-то еще?
Конечно, осознают все это и в антимонопольном ведомстве. Но связь давно превратилась в самую популистскую тему: в России сотовый телефон есть практически у каждого, за исключением олигарха Михаила Прохорова. У нынешнего президента и пресловутая «красная кнопка», скорее всего, давно уже приняла форму программы для iPhone или iPad последней модели с иконкой в виде ядерного гриба, значка радиации или собственно красной кнопки. Поэтому для чиновника самый простой способ повысить свою популярность или просто напомнить о себе — предложить закон, который создаст у людей иллюзию экономии прямо сейчас. И какая разница, приведет он на самом деле к росту тарифов или нет. В конце концов, будет что регулировать через год.
При этом рынку связи действительно не помешает нормальный контроль, без атавизмов командно-административной системы. Можно было бы, например, проконтролировать запрет на навязанные пользователям услуги, которые им действительно не нужны, — благо соответствующий закон существует. Можно было бы, к примеру, обязать операторов четко прописывать в договоре с абонентом пакет всех услуг и условия их предоставления — без мелких шрифтов, условно-бесплатных и безусловно-бесполезных сервисов. Таких как «мелодия вместо гудка», которые через месяц вдруг становятся платными совершенно без ведома владельца телефона. Можно было бы сделать обязательной блокировку номера абонента сразу после ухода в минус на счете, чтобы человек физически не мог влезть в гигантские долги по неведению.
Для работы с рынком сотовой связи можно было бы просто взять за основу проект новых правил оказания услуг мобильной связи, разработанный при непосредственном участии операторов. В нынешнем виде он, очевидно, должен помочь связистам избавиться от какой-либо ответственности перед абонентом. Так вот, этот проект было бы неплохо переписать, поменяв некоторые базовые формулировки на противоположные. Например, заставить операторов контролировать своих партнеров — контент-провайдеров, раз уж те отдают сотовикам чуть ли не половину выручки за платежи через SMS, а не снимать со связистов всякую ответственность за действия контентных жуликов. Словом, попробовать учесть интересы абонентов, а не имитировать заботу об избирателях.