Основатель Facebook Марк Цукерберг рассматривает возможность купить Skype или создать с ним совместное предприятие, сообщают источники Reuters. Google, если верить источникам того же агентства, тоже вел переговоры о совместной деятельности со Skype. Цена вопроса, в случае если речь зайдет о покупке, будет составлять $3-4 млрд. Если суммы, о которых идет речь, близки к правде, то Skype не слишком сильно вырос в цене за последние полтора года: осенью 2009-го группа инвесторов выкупала у eBay контроль над компанией исходя из оценки $2,75 млрд. И это только одна из причин, по которой покупка Skype (в отличие от других форм сотрудничества) — не самое очевидное решение.
На первый взгляд Skype — отличный объект для инвестиций. У сервиса есть 663 млн зарегистрированных пользователей, месячная аудитория 145 млн человек и бренд, название которого уже включается в словари. Любая другая интернет-компания со сравнимой пользовательской базой стоила бы в десятки раз дороже. Но это только на первый взгляд.
Недавно Skype опубликовал поправки к своему проспекту (компания уже почти год собирается выйти на IPO) и раскрыл финансовые показатели за 2010 год. Прошлый год, как и большинство предыдущих, принес одни убытки. Со временем картина не меняется: за два года (с 2008-го по 2010-й) количество пользователей сервиса выросло больше чем вдвое, выручка — только на 56% (см. таблицу), а количество платных абонентов — на 52%. Бизнес-модель Skype — предоставление массовой бесплатной услуги и дополнительных сервисов за деньги — масштабируется не лучшим образом.
Skype, по самым разнообразным оценкам, давно уже стал главным провайдером междугородней связи в мире. Но больше 90% звонков абонентов осуществляется внутри системы и, значит, не приносит прибыли (на платные услуги подписаны меньше 9 млн человек). Попытки выйти на корпоративный рынок или размещать рекламу пока не приносят результатов и вряд ли принесут, учитывая, что бесплатность — главный маркетинговый лозунг сервиса. Партнерство с доминирующим игроком на рынке контекстной рекламы — Google — или лидером рынка рекламы медийной — Facebook — тоже едва ли изменит ситуацию к лучшему. С рекламной точки зрения Skype, передающий голосовые данные и не имеющий понятных возможностей для таргетинга, далеко не самый лучший актив.
Единственный выигрыш, который может получить Skype от партнерства (или объединения) с лидерами рынка — это сокращение издержек на передачу трафика, маркетинг и сопутствующие расходы. С точки зрения бизнеса, разумеется. С точки зрения акционеров, продажа компании — возможность получить на руки немного денег в условиях, когда на дивиденды рассчитывать не приходится. eBay, например, заработал на Skype $125 млн за четыре года живыми деньгами, но зато имеет теоретическую возможность продать оставшиеся у него 30% за $1 млрд.
Принесет ли возможная покупка Skype какую-нибудь выгоду Facebook? Тоже совсем не очевидно. Социальная сеть уже заключала со Skype соглашение о сотрудничестве полгода назад, но история закончилась ничем (в 2007-м сотрудничество со Skype начал MySpace, но это не спасло его от фактической гибели). Тем более что у Facebook просто физически нет нескольких миллиардов долларов и, значит, придется обменивать свои быстро растущие акции на стагнирующие акции Skype.
Для Google покупка Skype была бы еще более странным делом. Во-первых, у них уже есть конкурирующий сервис Google Voice. Во-вторых, Google уже обдумывал аналогичную сделку несколько лет назад. Тогда, говорят, Сергей Брин прервал совещание, сказав, что «никогда не встречал более тупой идеи» (чем эта сделка). Наконец, Google известен тем, что не слишком удачно обходится с купленными компаниями. Две самые масштабные покупки на сегодняшний момент (из тех, что не имеют отношения к контекстной рекламе) — Android и YouTube — зарабатывают куда меньше денег, чем предполагает их пользовательская база. Skype — еще более рискованная авантюра: в компании даже не работают ее основатели.
Google сидит на нескольких десятках миллиардов долларов и легко может себе позволить покупку Skype, но совершенно неясно, зачем это могло бы понадобиться. Facebook может надеяться заработать деньги на тех 94% пользователей Skype, которые не приносят денег. Но это нетривиальная задача, которая требует к тому же поиска больших сумм денег и возможной ценовой войны с богатыми конкурентами из Маунтин-Вью. Трудно говорить о том, будут ли интернет-гиганты инвестировать в Skype, но можно предполагать, что, если это случится, им будет очень сложно окупить свои инвестиции.