Вечером в четверг, 28 апреля материнская компания «Яндекса» — Yandex N.V. — подала документы к размещению на регистрацию в Комиссию по ценным бумагам и биржам США.
Документы, оформленные по правилам комиссии, дают мало простора для творчества. Обязательные разделы известны заранее, их содержание — тоже, и каждую вольность в тексте приходится защищать от редактуры регулятора. Тем больше бросаются в глаза различия между проспектами похожих компаний.
Заявка «Яндекса» — образец серьезного отношения к делу. Там есть только то, что требуется по закону, и ни слова больше — этот текст точно писали адвокаты. Если читателю и встретятся неожиданности, то не в тексте, а в таблицах (из которых, в частности, ясно, что Forbes переоценил состояние Ильи Сегаловича).
Единственный раздел, в котором авторы смогли отвести душу, называется «Факторы риска». Компания вполне могла бы издать его отдельной книгой в дорогом переплете и успешно продавать инвесторам, интересующимся русским интернетом, в качестве учебника. Помимо конкурентов, законов о копирайте, здоровья менеджмента и циклической природы рекламного бизнеса «Яндекс» рассказывает о ценах на недвижимость в Москве, дороговизне страхования, непредсказуемом приложении существующих налоговых норм, олигархах, президентских выборах, противоречивом законодательстве и возможности его политически мотивированного применения. Американские инвесторы и вправду должны все это знать, но трудно избавиться от ощущения, что автор главы получал большое удовольствие от ее написания. (В проспекте Mail.Ru Group, например, грустная правда об инвестиционном климате в России была изложена куда более обтекаемо.)
Поскольку на биржах торгуются акции уже нескольких поисковиков, заявку «Яндекса» есть с чем сравнивать. Чтобы оценить разницу в подходах, достаточно открыть проспект Google, опубликованный ровно семь лет назад — 29 апреля 2004 года. Начинается он так: «Google — не обычная компания и не собирается такой становиться». Даже если бы Ларри Пейдж и не написал эту историческую фразу, читатель мог бы догадаться об этом сам. Количество акций Google совпадало с десятью первыми значащими цифрами математической константы, числа «e». Продавать акции при размещении предполагалось при помощи аукциона, и целая глава в проспекте была посвящена описанию процедуры. Победителям аукциона предлагалось заранее смириться с тем, что компания будет тратить часть своих доходов на решение «глобальных мировых проблем». Наконец, в приложении к проспекту содержалось интервью Брина и Пейджа журналу Playboy (оно вышло в «период молчания», и Комиссия по ценным бумагам потребовала включить его в документ). Трудно представить себе аналогичное интервью Аркадия Воложа.
Если попытаться описать различия между проспектами в одной фразе, то «Яндекс» извиняется перед инвесторами за инвестиционный климат в России, а Google — за привычки своих основателей. Наверное, «Яндекс» и не мог бы позволить себе поведения в духе конкурентов: инвесторы готовы простить даже самому замечательному бизнесу что-то одно: либо российскую прописку, либо попытки спасти мир на средства акционеров. Но это не единственная причина стилистических различий двух документов.
«Яндекс» часто — к неудовольствию его менеджеров — сравнивают с Google, и от этого сравнения никуда не деться. Их роднит не только бизнес (сходный до мелочей), но и восприятие пользователей, и положение на рынке, и взгляды. Волож и Сегалович говорили в интервью Forbes, насколько им симпатичны создатели Google, — и кто сомневался, что это могло быть иначе. Но проспект к размещению в который раз продемонстрировал, какие они при этом разные люди, золотые медалисты алма-атинской матшколы и выпускники двух школ Монтессори в США.
Сергея Брина и Ларри Пейджа винили в том, что их неконвенциональное поведение (вкупе с аукционами) плохо отразилось на цене размещения акций. Если это так, то размещение «Яндекса» просто обязано пройти отлично. Хотя если акции компании будут расти так же, как росли акции Google, через год никто и не вспомнит, что было написано в проспекте.