«Генри, нам нужно получить доступ ко всем компьютерным системам Lehman и всей информации по гонконгским филиалам. Не могли бы вы выяснить, что вам для этого потребуется, и предоставить мне копии всех записей. Скажем, в течение двух недель? Поторопитесь».
С такими словами ко мне обратился один из ликвидаторов гонконгских офисов Lehman Brothers после банкротства компании 15 сентября 2008 года. Он был не слишком искушен в технических вопросах и не понимал, сколько потребуется усилий.
Чтобы зафиксировать посмертные обязательства такого международного гиганта, как Lehman Brothers, менеджеры должны распутать широко раскинутую информационную паутину. Коллективы юристов и бухгалтеров шаг за шагом восстанавливают историю банковских операций, с тем чтобы вернуть деньги кредиторам. Это было бы неосуществимо без помощи технических специалистов, сохранивших и проанализировавших необходимые данные.
Банкротство компании привело к разделению компьютерной инфраструктуры: серверы в Нью-Йорке, Токио, Лондоне и Гонконге были отрезаны друг от друга. Начались гонки наперегонки со временем — отдельные филиалы пытались захватить контроль над системой. Мы работали круглыми сутками, чтобы сохранить информацию в интересах кредиторов. Демонтаж инфраструктуры одного из крупнейших банков в мире был в новинку всем участникам процесса.
Восемь гонконгских филиалов, ликвидацией которых занималась KPMG, обладали совокупными обязательствами на сумму около $40 млрд. Нам пришлось просеивать информацию, чтобы понять технологические процессы, затрагивающие активы, за которые мы несли ответственность. Необходимые данные восстанавливались, анализировались и сохранялись для нужд ликвидации. Часть из них, оказавшуюся в юрисдикциях других филиалов, пришлось запрашивать у коллег.
Значительная часть компьютерной инфраструктуры, примерно две трети всех машин, перешли банку Barclays, выкупившему часть активов Lehman сразу после банкротства. Только неструктурированные данные — например, электронные письма — на 26 000 серверах занимали около двух петабайт. Пока банк функционировал, система была эффективной, но теперь представляла проблему: множество данных хранились вперемешку в разных филиалах.
Менеджеры Lehman имели разный уровень доступа к данным. При этом каждый работник мог войти в систему из любого офиса: результаты работы хранились на серверах по всей Земле. Крупным коммерческим структурам необходима централизованная IT-инфраструктура, она работает эффективнее и с меньшими рисками. Но когда компания распалась, возникла потребность сохранить данные и разделить серверы по филиальному и географическому принципу. Такой возможности не закладывали в систему при разработке. После распродажи Lehman вся система администрирования и безопасности пришла в негодность.
Банк развалился в одночасье, часть информации стала недоступна, и вся она попала под контроль людей, действующих в собственных интересах.
Когда мы занялись ликвидацией Lehman Brothers, некоторые серверы были недоступны из азиатских офисов, а информация на других обновлялась из разных часовых поясов. Поскольку большая часть системы была выкуплена Barclay’s и Nomura, получить к ней доступ было нелегко. Со временем на серверах стали накапливаться противоречивые данные, загруженные автоматическими трейдерскими программами. — все они записывались на баланс.
Надо было быстро решать: какую именно информацию спасать и в какой очередности, и в какой момент издержки спасательной операции начнут работать не в интересах кредиторов. Перед моей командой стояла задача сохранить важнейшие данные — те, которые были зарегистрированы в счетах и записях, на случай исков. Однако предсказать, какую информацию используют при подаче исков, крайне трудно. Главная сложность — найти данные, о нужде в которых мы еще не догадываемся. Сохранять все — непозволительная роскошь, особенно учитывая множественные юрисдикции.
Лучше всего было бы создать единый репозиторий данных для нужд всех ликвидаторов, но поскольку каждый из них действовал в интересах своих кредиторов, осуществить это было невозможно. Несмотря на обилие сложностей, по-моему, мы на верном пути. Налицо существенный прогресс, и сегодняшние наши достижения воодушевляют. Все-таки Lehman Brothers’ была международной корпорацией с продвинутой информационной системой и осознанием IT-рисков. Естественно, что разделить эту инфраструктуру, нажав на кнопку, не выйдет. Много вы знаете компаний, разрабатывающих систему управления в расчете на будущее банкротство?
IT-системы — лишь часть бизнес-стратегии компаний. И пока большинство предпринимателей планируют работать, а не прогорать, IT-инфраструктуры будут создаваться в этом оптимистическом предположении. В них нет и не будет кнопки самоуничтожения.
Хенри Шек — партнер в компании KPMG China, участвовал в ликвидации Lehman Brothers