К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Игры, в которые играет Google

Игры, в которые играет Google
Чтобы cохранить лидерство, компании придется создавать популярную социальную сеть. Первый шаг только что сделан

В четверг Google опубликовала отчет за второй квартал 2010 года. Выручка составила $6,8 млрд, а прибыль — $1,84 млрд: на 24% лучше, чем год назад, но хуже, чем прогнозировали аналитики. Впервые за два года квартальный отчет Google оказался хуже ожиданий. Капитализация компании, несмотря на рост прибылей, упала за три месяца еще больше — на 17% (Dow Jones за то же время снизился только на 8%).

Не самым удачным периодом своей жизни Google обязана сразу нескольким вещам. Во-первых, невыясненному положению на китайском рынке поиска — самом большом в мире по числу пользователей. Во-вторых, неудачной попытке продавать собственный телефон. И наконец, растущей конкуренции со стороны других поисковиков и социальных сетей, в первую очередь Facebook. И одна неожиданная инвестиция последнего времени позволяет легко угадать, где именно, по мнению менеджмента компании, таится главная угроза для будущих прибылей.

За последние две недели Google провела две крупных сделки — купив за $700 млн систему отслеживания авиарейсов ITA Software и инвестировав $100-200 млн в разработчика игр для социальных сетей Zynga.

 

Покупка ITA Software — вполне ожидаемая сделка. Во-первых, ее возможность обсуждалась уже давно, а во-вторых, она естественно вытекает из коренного бизнеса компании. ITA Software — компания в 500 человек родом из Массачусетского технологического института — предоставляет информацию о расписаниях, рейсах и наличии мест всем крупнейшим авиакомпаниям и продавцам авиабилетов. С ее приобретением у Google будут и технология, и сотрудники, способные привлекать самые выгодные с точки зрения рекламы поисковые запросы. Комментируя сделку, вице-президент Google Марисса Мейер сказала, что около половины авиабилетов в настоящее время покупается в интернете — рекламные перспективы такого рынка сложно переоценить даже в том случае, если Google не начнет продавать билеты самостоятельно, а ограничится предоставлением информации.

А вот наиболее показательной стала как раз инвестиция в Zynga, пусть даже о ней не было объявлено официально (факт ее заключения подтвердили несколько источников авторитетного блога Techcrunch) и стоила она Google меньше 1% свободных средств. Инвестиции в разработчика игр сделаны, несомненно, не для участия в возможных прибылях, а для того чтобы использовать в своих интересах ее интеллектуальный потенциал: это стандартная практика Google. Речь, следовательно, идет о разработке собственной игровой платформы. А понадобиться она может Google только для одной задачи: сделать собственный Facebook. Игры Zynga — один из главных козырей крупнейшей социальной сети, и единственный, которого нет у Google.

 

Зачем Google своя социальная сеть?

Google успевает заниматься множеством вещей, от продажи телефонов до дистрибуции электричества, но доходы компании в 2010 году точно так же, как и во все предыдущие годы, больше чем на 95% зависят от рекламы. А рекламную выручку, в свою очередь, обеспечивают на две трети собственные сайты компании (остальное — рекламное партнерство). А в этом направлении все обстоит не самым лучшим образом.

С одной стороны, Google потихоньку теряет долю поисковых запросов на двух самых больших рынках: в Китае компанию теснит Baidu, в США — Yahoo и Bing от Mircosoft. За первый квартал 2010 года рыночная доля Google в Китае упала с 35,6% до 30,9% (Baidu вырос с 58,4% до 64%), подсчитали аналитики Analysys International. В США доля упала больше чем на процент за один месяц — с мая по июнь, а Yahoo (18,9%) и Bing (12,7%) заработали по полпроцента (данные ComScore). Но главную опасность для Google представляют не титульные конкуренты, а социальная сеть Facebook.

 

За последние полгода Facebook прочно заняла место второго самого посещаемого сайта в мире и привлекает, по оценкам ComScore, немногим меньше уникальных посетителей, чем Google, — 141 млн против 179 млн. Более того, скорость роста социальной сети даже не собирается уменьшаться. Впервые с тех пор, как Google стал самым посещаемым сайтом в мире, руководство компании получило серьезный повод для беспокойства. При этом Facebook, использующий поисковую технологию Bing, потихоньку завоевывает другие ниши — это уже не только место для общения, но и медиа, и хранилище файлов и ссылок, и даже сервис вопросов и ответов (сервис Facebook Question проходит сейчас beta-тестирование).

Своей исключительной прибыльностью Google обязана тому, что научилась выбирать правильный контекст для размещаемой рекламы. Facebook тоже удалось решить эту проблему — и ничуть не менее изящно. Полмиллиарда пользователей сами рассказывают сети, не слишком пекущейся об их прайваси, что им нравится, — с помощью кнопки «like». Благодаря этому у Facebook есть и информация о предпочтениях пользователей, и собственный pagerank — рейтинг страниц в интернете. Facebook пока не так хорошо зарабатывает деньги (выручка компании, по самым оптимистичным прогнозам, составит в 2010 году 5% от выручки Google), но монетизация лучшего трафика в мире — вопрос времени.

Так что теперь перед Google стоит неприятный выбор — уступить первенство в сети или начать войну с конкурентом на его территории. Чуть раньше из похожих соображений компания выпустила Android — ОС для мобильных телефонов: чтобы не отдать конкурентам из Apple мобильный трафик. Теперь, чтобы не упустить новый звездный источник трафика, придется строить социальную сеть. В мае, по оценкам Hitwise, на социальные сети приходилось 14,5% мирового трафика в сети, а на поиск — около 10%.

Третий ингредиент

Строго говоря, своя социальная сеть у Google уже есть. Она называется Orkut и довольно хорошо представлена на нескольких рынках, в частности в Индии и Бразилии. В последнее время Orkut стремительно сдает позиции Facebook. По оценкам самой компании, Orkut отстает от лидера рынка в 12 раз по числу уникальных посетителей и в 100 — по числу просмотренных страниц (данные за апрель). Неясно, что обойдется дешевле — отыгрывать такое отставание или создавать с нуля новый продукт, Социальную сеть с большой буквы. На рынке ходят слухи, что компания выбрала второй вариант и создает новый проект под рабочим названием Google Me. Первым об этом сообщил в своем Twitter создатель сервиса Digg Кевин Роуз со ссылкой на «в высшей степени достоверный» источник, а затем подтвердил бывший CTO Facebook Адам д’Анджело. По его словам, Google Me — высокоприоритетный проект.

 

У Google есть почти все, что нужно для создания популярной социальной сети. Собственный поиск — возможно, лучший в мире, — собственная почта (Gmail), собственный сервис для хранения и обработки фотографий (Picasa), собственный мессенджер (Google Talk), собственный сервис для совместной работы (Google Wave) и в качестве бонуса — собственные офисные приложения, легко интегрируемые в социальную сеть, — Google Docs. До последнего времени не хватало только двух вещей — политической воли и разработчика социальных игр.

В свете всего этого инвестиции в Zynga — самое логичное, что могли сделать менеджеры Google. Zynga — это практически фабрика хитов. Они разработали безумно популярные Farmville, Mafia Wars и Poker, а у выпущенной ими месяц назад новой игры FrontierVille уже 20 млн подписчиков. И стоит ли говорить, что все эти подписчики волей-неволей являются пользователями Facebook. Всего в игры, разрабатываемые Zynga, играют по оценкам самой компании, более 100 млн человек в месяц.

Никто не знает, как будет выглядеть социальная сеть от Google. Она может быть клоном Facebook, а может и довольно сильно от нее отличаться. Она может называться Google Me, а может как-то иначе. Там могут быть реализованы какие-нибудь неожиданные и очень полезные функции существующих приложений Google. Она, вполне вероятно, будет за долю секунды интегрироваться с мобильными телефонами Android. Но одно можно сказать точно — ее участники будут играть в мафию, выращивать капусту и строить замки — потому что без этого, как показывает опыт, нельзя построить социальную сеть.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+