К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Facebook отказывается хранить секреты

Facebook отказывается хранить секреты
Чем закончится противостояние Марка Цукенберга и пользователей самой крупной социальной сети

Совсем недавно число пользователей социальной сети Facebook перевалило за невероятную отметку в 500 млн, но вскоре может откатиться назад. Если, конечно, противники политики безопасности компании смогут уговорить достаточно людей уйти с Facebook — массовый исход, планируемый на сайте «уйди с Facebook», намечен на 31 мая. Самая успешная в мире социальная сеть, а возможно, и самый успешный интернет-бизнес последнего года уже месяц находится в состоянии холодной войны против всех. Причина — нежелание Facebook держать в секрете личные данные пользователей.

Facebook подвергается нападкам со стороны борцов за неприкосновенность личных данных не потому, что грешила больше конкурентов. Вина компании в том, что она не только использует частные данные пользователей, но и не стесняется этого. Скажем, Google уже не раз ловили на неуважении к частным данным — последний громкий скандал случился буквально на днях, когда оказалось, что автомобили, снимающие для компании уличные виды городов мира, сохраняют не только снимки, но и названия и адреса всех открытых wi-fi сетей в округе. Но Google заявила, что не подозревал о происходящем, обещала уничтожить «плоды с отравленного дерева» и, похоже, выйдет сухой из воды.

Facebook принципиально ведет себя иначе. Марк Цукерберг заявил, что раскрытие данных в интернете подразумевается по умолчанию (по-английски труднопереводимое высказывание генерального директора звучало так: «Default is social»). Вице-президент компании заявил, что «пользователи не возражают», когда их данные разглашаются, а весь шум раздувают жадные до сенсаций СМИ. Настройки безопасности личных данных в Facebook невероятно сложны — для того чтобы вся личная информация пользователя была видна только его друзьям, нужно совершить около полусотни действий, а опция «удалить аккаунт» на странице поддержки погребена под пятью переходами со страницы на страницу. Некоторые пользователи Facebook удаляют свои профили только по этой причине — главный редактор популярного техноблога Endgadget мотивировал свой уход тем, что на настройку информационной безопасности у него уходит больше времени, чем на собственно общение. «Как удалить свой профиль на Facebook» вошел в десятку самых популярных запросов к Google.

 

В 2005 году изложение политики информационной безопасности Facebook требовало тысячи слов, в 2007-м — 3000, а сейчас уже почти 6000 слов. Как подсчитали в New York Times, текст уже превзошел по длине Конституцию Соединенных Штатов. Не надо быть гражданским активистом, чтобы оценить редактуру, которую прошел текст. Например, в 2005 году все пользовательские данные были по умолчанию открыты только для друзей, в 2007-м часть из них (имя, фотография и учебное заведение) уже отображалась в результатах поиска любого желающего. В 2009-м большая часть данных была по умолчанию видна всем, а в апреле 2010-го тот же статус получили и «связи» пользователя в социальной сети. Хуже того, «связи» — это не только личные знакомые пользователя, но и его интересы, каждый из которых оформлен отдельной страницей на Facebook. Если, скажем, среди интересов пользователя числилась «ненависть к начальнику», то теперь — по умолчанию — начальник может видеть эту информацию. Количество людей, схлопотавших карьерные неприятности благодаря активности в социальных сетях, грозит существенно увеличиться.

Перечислять примеры неуважения к данным пользователей со стороны Facebook можно долго. Но важны в данном случае не отдельные спорные решения, а политика компании, которая всерьез собирается изменить существующее положение дел. Пользователи интернета не привыкли, что их данные без уведомления раскрывают всем желающим, — а Facebook стремится именно к этому. Более того, компания не старается скрыть, что готова предоставлять доступ к пользовательским данным всем своим партнерам (а некоторым из них, например, сайту Yelp, уже предоставила).

 

Невероятный объем специфической информации, доступной Facebook, — это настоящий клад для рекламодателей. Было бы странно, если самая популярная социальная сеть не пыталась бы ее использовать. Но Facebook пытается не только эффективно зарабатывать деньги, но еще и изменить интернет. И неясно, кто победит в противостоянии Цукерберга и пользователей. С одной стороны, после бури критики в СМИ Facebook, кажется, готов пойти на попятную: главный разработчик компании обещал, что настройки безопасности должны вскоре упроститься. С другой стороны, количество пользователей Facebook прирастает примерно на 1 млн в день, а число людей, решивших уйти из сети, — на первые тысячи, если верить сайту. Зачем тогда беспокоиться?

Чем бы ни закончилась эта история, Цукерберг уже победил. Facebook может пять раз пожалеть о своей поспешности, но события последних дней доказали, что «умолчания» уже изменились. Большинство пользователей интернета не готовы воевать за свою информационную безопасность и молча согласились с тем, что непубличную информацию просто не стоит публиковать в сети — ни в каком виде.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+