В 1985 году Nintendo вдохнула новую жизнь в погибающий рынок домашних видеоигр, выпустив Nintendo Entertainment System. В 2006 году компания создала Nintendo Wii, породив еще одну игровую индустрию. И вот в 2011 году компания снова меняет мир.
Nintendo 3DS, поступившая в продажу в Европе 25 марта, на вид не слишком отличается от своих предшественников серии DS (проданных с 2004 года числом 145 млн штук). Последний представитель семейства выглядит так же, как его старшие родственники, — пластиковый кирпич-раскладушка карманного размера, с экранами на обеих внутренних панелях.
Но стоит включить устройство, как становится ясно, что это совершенно другая вещь. Верхний экран 3DS устроен таким образом, что каждый глаз видит разный набор пикселей. Приставка умеет показывать трехмерную графику пользователям без специальных очков.
В марте 2010-го, когда Nintendo объявила о выпуске 3DS, некоторые наблюдатели (включая меня) критиковали компанию за попытку эксплуатировать аватаровское сумасшествие. По всему Голливуду и индустрии потребительской электроники впаривали продукцию 3D как последний писк моды и достижение прогресса, но обычно ожидания сильно превосходили результат.
Поиграв в 3DS и дома, и в дороге, я стал оптимистом. 3DS, конечно, не идеальна, но технология точно имеет потенциал. Это устройство открывает новые возможности развлечения. Это Apple II 3D-игр. Трехмерная игра выглядит куда убедительнее, чем плоское изображение. Она затягивает, и кажется, что ты оказываешься внутри самого действия; совсем не так, как в двух измерениях.
В одной игре, Pilot Wings Resorts, игроки управляют самолетом и летают вокруг острова, проходя через обручи, или лопая воздушные шары. Но я просто наслаждался полетом (игнорируя цель игры), кружил вокруг деревьев и залетал под мосты. Процесс игры захватывал куда больше, чем возможный приз. И впервые в видео игре мне казалось, что я действительно двигаюсь вокруг препятствий, а не просто наклоняюсь вправо или влево.
3DS еще и открывает абсолютно новые формы развлечений. В игре Steel Diver 3DS функционирует в роли перископа подводной лодки: сквозь экран можно разглядывать вражеские корабли на поверхности. Гироскоп, встроенный в устройство, улавливает движение, из-за этого, держа 3DS перед глазами, можно двигать телом, и картинка на поверхности будет меняться в соответствии с вашими движениями.
Играя в эту игру, я напрочь забыл, что, как дурак, езжу на кресле по всему офису; я был глубоко под водой, за штурвалом атакующей подводной лодки.
Самый заметный недостаток устройства: эффект 3D работает только в ограниченном зрительном пространстве. Если держать устройство под углом или не прямо перед собой, картинка будет нечеткой.
Со временем к этому привыкаешь и поправляешь девайс, даже не думая. Но это все-таки важный изъян, который, вероятно, сильнее всего затормозит развитие новой эры 3D-игр. 3DS доказывает, что у этого средства есть своя ценность, но пока кто-нибудь не придумает, как исправить главный недостаток, 3D-игры вряд ли станут стандартом в индустрии.
Еще одна вещь задерживающая ее развитие,— это цена. 3DS, продающаяся за $249 в США (в России — 12 500 рублей, около $450), стоит гораздо дороже, чем Sony PlayStation Portable, которую можно купить за $129, или Nintendo DS Lite за те же $129. Ее цена сравнима со стоимостью гораздо более мощных консольных систем: Nintendo Wii стоит всего $200, а Microsoft Xbox 360 и Sony PlayStation3 — $299. С такими ценами очень многие потребители не смогут решиться на покупку 3DS — вместо этого они могут просто купить одну из консольных систем.
3DS, скорее всего, будет большим успехом Nintendo. 26 февраля, когда устройство начали продавать в Японии, раскупили 400 000 штук; в последующие недели образовался дефицит. Со своего запуска в 2004 году DS занимала верхние позиции на рынке портативных игр, продавая в два раза больше, чем PlayStation Portable. Успешный мировой запуск 3DS может поднять ее на уровень самой успешной видеоигры за всю историю: сейчас Sony PlayStation 2 опережает DS всего на 4 млн копий, а она была на рынке на 4 года дольше.
Но даже если ни одна 3DS не будет продана за пределами Японии, компания все равно уже достигла кое-чего. Она доказала, что видеоигры в 3D — это не просто рекламная уловка.