К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Сможет ли компьютер найти выход из финансового кризиса?

фото Fotobank / Getty Images
фото Fotobank / Getty Images
Компьютерная война между Кельтами и Викингами как способ решения мировых проблем

Мир стал слишком сложным. Экономика сразу нескольких стран Европы на грани коллапса. Лучшие умы человечества ежедневно ищут пути выхода из стремительно разверзающегося финансового кризиса, однако фактически никто даже не может уверенно предсказать гипотетический эффект от дефолта скромной по размерам Греции. Связи между отдельными элементами системы стали настолько запутанными, а их число — столь велико, что незначительное на первый взгляд событие может иметь непредсказуемые глобальные последствия в самых разных сферах нашей жизни. Альберт Эйнштейн шутил, что существующие в мире проблемы не могут быть решены интеллектом, их породившим. Если мы не можем самостоятельно осмыслить окружающие нас сложности, возможно, стоит попросить об этом кого-то другого? Как насчет гигантского суперкомпьютера?

Главным хитом сайта Reddit на прошлой неделе стал текст пользователя Lycerius, частично посвятившего последние 10 лет своей жизни видеоигре Civilization II — культовому симулятору истории Земли, где игрок берет на себя роль лидера одной из древних цивилизаций и ведет ее в будущее. В виртуальном мире Lycerius сейчас заканчивается четвертое тысячелетие нашей эры. На планете остались всего три сверхдержавы — Кельты, Викинги и Американцы, — вовлеченные в бесконечную изнуряющую войну друг с другом. Ядерное оружие превратило Землю в ад — радиация и глобальное потепление сделали большинство территорий не пригодными для жизни и фермерства. Население планеты сократилось за последние 2000 лет на 90%, а крупные мегаполисы канули в небытие. Публикация вызвала невероятный ажиотаж: сотни людей начали экспериментировать с возможными вариантами выхода из кошмарной ситуации.

Апокалиптические тона описываемого мира объясняются очень просто. При всей продуманности Civilization II представляет собой все-таки крайне примитивную модель настоящей реальности, лишь эрзац законов, управляющих нашей планетой. Но что если попытаться создать симулятор, который будет учитывать тысячи различных факторов и анализировать сотни различных систем во всем многообразии их связей. Симулятор всей нашей жизни. Такая программа, работающая на сверхмощном компьютере, могла бы стать магическим кристальным шаром для всего человечества, заглядывая в который можно было бы получать детальные прогнозы  ближайшего будущего и возможных последствий конкретных поступков. «Компьютер, давай протестируем сценарий выхода Греции из еврозоны», — могла бы сказать Ангела Меркель и узнать, что с большой долей вероятности это приведет к дальнейшему усугублению кризиса, спаду рождаемости, эпидемии холеры в Китае и, допустим, бурном росту революционных настроений в России.

 

Это не пустые фантазии. Евросоюз в рамках инициативы FuturICT готов инвестировать почти $1,5 млрд в создание подобного глобального симулятора. Один из фаворитов — компания профессора швейцарского Федерального института технологий Дирка Хелбинга. Его главный проект — создание полномасштабного симулятора мира под названием Living Earth Simulator. С появлением персональных компьютеров и интернета количество информации об окружающем нас мире и его обитателях растет в геометрической прогрессии. Смартфоны и социальные сети в реальном времени фиксируют поступки и мысли миллионов людей. Добавь к этому экономические и прочие статистические данные, опиши алгоритмы функционирования социальных и политических систем, и на горизонте вырисовывается рабочая модель окружающей нас действительности. Мир в мире, на котором, если хочется, можно безопасно тестировать самые безумные идеи.

Притом что инициатива Хелбинга пользуется достаточно широкой поддержкой в научных кругах, ряд ученых относится к ней со скепсисом. Во-первых, даже несмотря на развитие эволюционной и когнитивной психологии, поведенческой экономики, нейробиологии и прочих дисциплин, не то чтобы в данный момент существуют универсальная теория, которая изящно и полностью объясняет поведение человека. Разве можно в таком случае запрограммировать модель мира, которая будет достоверно предсказывать его будущее? Во-вторых, как известно, историей управляют «черные лебеди» — крайне редкие, почти невозможные для прогнозирования события, которые полностью меняют вектор человеческого развития. Можно ли было предсказать появление интернета и его революционный эффект? Как спрогнозировать прибытие НЛО?

 

Существует и философский аспект. Является ли самое рациональное решение с точки зрения машины самым рациональным для человека? Самым популярным способом победы в тысячелетней войне Кельтов с Викингами и Американцами среди пользователей Reddit была смена политического режима на фундаментализм и превращение своего населения в религиозных фанатиков. Это был самый эффективный вариант, заложенный ограничениями программы Civilization II. Точно так же компьютер Landru из вселенной Star Trek, исключительно во благо населения доверенной ему планеты, превратил всех людей в безэмоциональных рабов. Способный симулировать реальность и предсказывать будущее компьютер может оказаться невероятно полезным, однако нужно быть осторожным. Иначе масштаб созданных нами проблем опять будет долго неподвластен нашим умственным способностям.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+