Установление контактов с экспертами, представителями отрасли, опытными предпринимателями, венчурными инвесторами, потенциальными членами команды, заказчиками — важная часть работы для любого стартапа. Как это делается? Вот несколько примеров.
Для проекта Actio, развивающего с сентября 2009 года технологию гипервидео на платформе Adobe Flash, отправной точкой в раскрутке стала победа в конкурсе идей в сфере разработки ПО и интернет-приложений Dev Generation 2009. «Это начало внешней активности, тогда на нас обратили внимание», — говорит Сергей Тарасенко, основатель проекта Actio.
Алексей Костыря придумал проект ePythia (виртуальный цифровой помощник), будучи студентом ГУ-ВШЭ. У него не было ни команды, ни идеи, где ее искать. В это время площадка для общения высокотехнологичных стартапов GreenfieldProject как раз запускала свое первое мероприятие. Именно там Костыря набрал первый состав команды. Алексей и в дальнейшем участвовал в конкурсах и конференциях. «Мы обсуждаем интересные кейсы, варианты решения задач пользователей, способы и целесообразность функционала, обмениваемся интересными контактами, — перечисляет Костыря. — По сути, сложилась сеть людей, которые работают над проектом вместе с командой, причем вклад каждого из них ценен по-своему. Так мы нашли нашего первого инвестора, съездили в Великобританию и Кремниевую долину, где, в свою очередь, встретили немало интересных людей, которые тоже сейчас помогают нам работать над ePythia».
Александр Полынов, сооснователь проекта Wobot, системы аналитики в социальных медиа, считает, что для раскрутки все способы хороши. Что Полынов делал помимо участия в профильных конкурсах? «Рынок у продукта небольшой, основные каналы дистрибуции неразрывно связаны с директорами по маркетингу. Контактов «крупных» людей в интернете не найти, а отдавать несколько тысяч долларов за день той или иной конференции не хочется», — говорит Полынов. Тем не менее он посещал почти все тематические мероприятия. Каким образом никому тогда не известный стартап проникал туда? Проявляя настойчивость. «Где-то не пускали, где-то гнали, где-то проходил с черного хода или под другим именем и даже с другой внешностью. Пресса, венчурный фонд, медийное агентство… Кого я только не представлял на мероприятиях в течение года. Однажды слишком поздно узнал об одной конференции по маркетингу — за два дня до начала. Из-за этого пришлось примерить новое амплуа — официанта», — рассказывает Полынов.
Но гораздо интереснее и продуктивнее добиваться, чтобы организаторы официально пригласили принять участие в мероприятии, говорит Полынов: «Быть докладчиком интересно: это и бесплатное участие, и внимание других, иногда за это даже платят». Докладчику не нужно самому отлавливать в кулуарах людей, которые могут быть интересны, — после выступления те, кто заинтересовались, сами подходят и общаются. Полынов таким образом находил по 5-10 нужных людей за 20-25 минут конференции.
Чтобы стать докладчиком, достаточно быть очень активным. Полынов, например, собрав и структурировав некоторое количество мыслей по наиболее популярным темам, рассылал организаторам конференций предложение выступить с докладом. «Я сразу скидывал организаторам готовые презентации с тезисами. В 85% случаев приглашали. Про регалии писать не нужно. Качественная адекватная презентация и грамотные тезисы — достаточное условие для приглашения», — советует предприниматель.
Сейчас в активе Полынова около 5000 контактов, от депутатов до крупных бизнесменов. Кроме того, недавно он с друзьями завел виртуальную систему управления взаимоотношениями с клиентами, куда с определенной периодичностью добавляют новые контакты. «Зачем я все это делал и делаю? Прежде всего, общаясь с большим числом людей, я закрепляюсь в той среде, с которой работаю. Старания не проходят даром: сейчас в Wobot будут привлечены хорошие деньги. А я буду продолжать знакомиться с новыми людьми».