К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Рисковое дело

Рисковое дело
Зачем предприниматели вкладывают деньги в чужие проекты на старте?

В 2009 году в США в стартапы вложено $21,4 млрд. Существенная часть этих инвестиций приходится на бизнес-ангелов — частных инвесторов, в основном предпринимателей на пенсии, которые вкладывают собственные деньги в проекты на ранней стадии. По данным PwC, сообщество бизнес-ангелов в США насчитывает более 250 000 человек. В России — 250 постоянных бизнес-ангелов и несколько тысяч эпизодических. Кто эти люди и что заставляет их рисковать собственными деньгами?

Константин Фокин, президент Российской ассоциации бизнес-ангелов:

— Бизнес-ангелом я стал в 1997 году. Первая удачная инвестиция — проект моего преподавателя английского языка по созданию образовательного центра. Сейчас я вложился уже в пять проектов на самой ранней стадии развития. Главная причина, почему я стал бизнес-ангелом, — личный интерес. В теории такие вложения могут оказаться доходным занятием, хотя вероятность получения прибыли крайне мала. Чтобы заработать, надо сформировать достаточно большой портфель, что практически нереально для каждого отдельно взятого инвестора. Так что к такому финансированию лучше относиться как к тратам.

 

Однако даже теряя деньги, я нисколько не сожалею о вложенном. Эта деятельность приносит мне более важные дивиденды — эмоциональные.

Дмитрий Чихачев, управляющий партнер фонда Runa Capital, инвестирующего в проекты в области интернета и мобильных приложений:

 

— Я занимаюсь проектом Runa Capital больше года. До этого у меня уже был опыт инвестиций, но не в качестве фонда. Наибольший интерес для меня представляет именно период стартового развития бизнеса, и я полагаю, что именно на этой стадии мои знания, опыт и личные компетенции наиболее полезны.

Runa Capital совершил уже две инвестиции. На сегодняшний момент еще четыре сделки находятся в процессе тщательной оценки. Все заинтересовавшие нас проекты — в области интернета и мобильных приложений.

 

Ранняя стадия является сейчас наилучшей возможностью для инвестиций в России, потому что здесь практически нет конкуренции. В отличие от стадии поздней, где проектов мало и за них идет жесткая борьба.

Александр Каширин, председатель правления Союза бизнес-ангелов России, интересуется проектами в области информационных и биометрических технологий:

— В целом я занимаюсь ангельскими проектами более семи лет, из них три года в качестве активного бизнес-ангела. На сегодняшний момент я инвестировал уже в восемь инновационных проектов, все они относятся к различным отраслям: информационные и биометрические технологии, технические устройства различного назначения, спортивные тренажеры и другие. Из одного проекта уже успешно вышел, один оказался неудачным.

Почему предприниматели рискуют своими деньгами? Самые распространенные причины: интерес к созданию новых продуктов и услуг мирового уровня, получение высоких доходов, открытие нового перспективного инвестиционного направления.

Что касается высоких рисков, то уже существуют эффективные пути их снижения, в частности за счет роста компетенции инвесторов, которые позволяют более качественно подойти к отбору и проверке коммерческой привлекательности проектов, инвестирования капитала не в один, а в несколько проектов, а также соинвестирования с другими ангелами.

 

Алексей Комиссаров, руководитель «Бизнес-инкубатора АНХ», генеральный директор компании «Авторемонтные системы»:

— По сути, моим главным ангельским проектом стал бизнес-инкубатор АНХ. Я трачу на него не только время (по несколько часов в день), но и деньги. Зачем? Видимо, просто образовалась критическая масса различных факторов: небольшая усталость от бизнеса, которым занимаюсь уже 17 лет, пресловутый кризис среднего возраста — мне сейчас сорок. Но главное, желание что-то изменить в стране в лучшую сторону. Мне обидно, что деловой климат у нас, мягко говоря, не самый хороший. Сейчас стартовать без ресурсов намного сложнее, чем в 1993 году, когда была создана наша компания. Грустно, что имидж предпринимателей в основном негативный и многие студенты мечтают работать исключительно в «Газпроме» или налоговой полиции.

Я буду счастлив, если буду знать, что помог другим людям построить свой бизнес. Так что моя главная задача сейчас — сделать наш инкубатор лучшим и вырастить новых звезд российского и мирового бизнеса.

Вадим Куликов, руководитель Центра инноваций Куликова:

 

— Все мои друзья,  средние и малые предприниматели, готовы сейчас вкладывать деньги в инновации. В России достаточно способов для привлечения денег в уже сложившиеся проекты: инвестировать готовы и «Роснано», и РВК, и ММВБ, и венчурные фонды, и частные лица. Идей тысячи, а вот проектов мало. А перспективных бизнес-команд еще меньше. Еще одна проблема — поиск взаимопонимания предпринимателей и ученых.

Мы требуем целевых показателей по бизнесу, а ученому важно, чтобы проект двигался, пусть даже вбок. Для развития разработки обязательно нужно присутствие частного предпринимателя. В отличие от инвестора-государства, частник дает деньги не за отчеты, а за бизнес-показатели. И будет требовать как следует — он вложил свои деньги.

Андрей Головин, управляющий партнер Incubator.ru (один из проектов — «Живые коды»), инвестор Russian Story, Promo.ru:

— Инвестировать в проекты на ранней стадии я начал с 1988 года, когда стал предпринимателем. Осознанно занимаюсь этим с 1997 года. В конце 1990-х в России как раз начала зарождаться инфраструктура инноваций. Появились первые бизнес-ангелы, затем сети.

 

Одновременно я веду от шести до 12 проектов. Главные области для меня — это интернет и IT. Я не просто даю стартаперам деньги, а работаю с ними как ментор, соавтор проекта, помогаю им доразвить и упаковать свою идею. Мой опыт и созданная мною инфраструктура (партнеры, разработчики, аналитики, юристы, финансисты) помогают снять значительную часть рисков разработки и создания продукта, за исключением рисков идеи.

Я отдаю себе отчет, что на инновациях можно хорошо зарабатывать. Более того, мне самому это интересно. Это мой собственный вклад в развитие предпринимательства, себя самого и своей страны. Кто-то добывает нефть, кто-то лечит людей, а я участвую  в развитии инноваций.

Давид Цителадзе, основатель и главный редактор журнала The AngelInvestor, совладелец нижегородского торгового дома «Магнат-НН» и сети агентств недвижимости «Хирш»:

— Бизнес-ангелом я стал в 2006 году, после того как зарегистрировал журнал The AngelInvestor. Он же и стал моим первым ангельским проектом. Решение вложиться в данный проект было продиктовано желанием диверсифицировать свою предпринимательскую деятельность и расширить контакты в сфере технологического бизнеса. Пойти во второй проект меня убедила интересная команда. Проект, в который я вложился, выпускает микротушители, способные тушить пламя в труднодоступных местах (электрические силовые шкафы, рубильники, розетки и т.д.).

 

Я считаю, что заниматься ангельскими инвестициями означает участвовать в развитии новых продуктов и сервисов. Ощущение того, что ты выходишь первым на рынок с чем-то новым, становится впоследствии потребностью и частью собственной философии бизнеса.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+