Конкурсов для стартапов каждый год проводится великое множество. От конкурса IT-стартапов для пользователей Habrahabr.ru «с количеством «кармы», достаточным для публикации постов» до международного Cisco I-Prize. Есть предприниматели, поставившие участие в конкурсах на поток. Что дает стартапам участие в конкурсах? Как лучше готовиться? Означает ли победа, что проект будет коммерчески успешным? С этими вопросами Forbes (мы, кстати, вместе с компанией Google запустили весной конкурс «Бизнес-проект-2010») обратился к экспертам.
Аркадий Морейнис, руководитель компании «Главстарт», развивающей сообщество StartupPoint
— Я абсолютно не уверен, что большое количество таких конкурсов нужно. Один или два — хорошая и полезная вещь. Стартапам интересно показать себя. Показать, что они лучше других. Но когда таких конкурсов становится пять или десять, это уже аттракцион.
Плюс у многих конкурсов есть еще одно не очень хорошее качество. Они обычно длительные. То есть период подготовки — полгода. А стартап живет очень быстро. Для него полгода — целая жизнь. Он за полгода или умирает, или перерастает. То есть участник может не дожить до звания победителя или найти инвестора и стать совсем другой компанией. Такая длительная конкурсная система кажется не очень логичной для стартапа.
Как лучше стартапы представлять на конкурсе? Я считаю, что презентация вообще — не самое главное. Я, например, за всю свою жизнь ни разу не выступал с презентацией и считаю, что она только отвлекает от того, что ты говоришь. Понятно, что надо представить идею. Но самое главное — уметь ее отстоять. Когда на конкурсе эксперты начинают задавать вопросы, главное — не повестись на эффект чужого экспертного мнения и не начать думать, что твоя идея не так хороша, как казалось сначала. Если веришь в идею, надо доказывать, почему она хороша. Для этого нужно иметь больше слов, чем «а у нас проект лучше, у нас реализовано больше»...
Выстрелит проект или нет, не совсем коррелирует с тем, уверен ли человек в нем или нет. Просто, если он сам в проекте не уверен, то на конкурс выходить не надо.
Мартын Нунупаров, изобретатель, завлаб Института общей физики РАН
— Участие в конкурсах однозначно нужно, могу сказать по своему опыту. Оно дает стартапу публичность. Я всех своих студентов, которые хотят заниматься предпринимательством, побуждаю проходить через конкурсы. Подготовка к конкурсу, к ответам на вопросы меняет представление о том, что предприниматели делают, они сами лучше понимают свой проект.
На конкурсах задают разные вопросы — от потребительских свойств продукта до источников финансирования. Рисуешь себе более четкую картинку. Многое корректируется. Уходят наивные представления.
Предприниматель проходит подготовку к новым задачам – как правильно построить презентацию, чтоб она сработала, как привлечь интерес. Все это пригодится.
Инвесторы на конкурсах ни к кому не подходят, на этот счет обольщаться не надо. Другое дело, что там они видят энергичных бизнесменов. Участие в конкурсах и других мероприятиях — признак предпринимательской активности. Визитку тебе дали — это уже можно считать суперуспехом на конкурсе.
Плюс следы в прессе остаются. А те, кто не получил призы, в следующий раз придут более подготовленными.
Евгений Савин, глава конкурса БИТ, гендиректор Unova Media
— Конкурсы дают очень многое. Конкурс — такой товарищеский матч с бизнесом. Выходишь и играешь по настоящим правилам бизнеса. Тебя слушают именно с точки зрения бизнеса. Это дает очень ценный и важный опыт.
Второе — опыт и знания практические. Ты вышел, выступил, получил обратную связь и чему-то научился. Если в конкурсе есть образовательная программа, тебя дополнительно чему-то научили. То есть все равно ушел с конкурса в плюсе.
Третье — networking, контакты: тебя видят и запоминают. Может, ты рассказывал ерунду, но ярко и красиво, и тебя запомнили как харизматичного человека. И тебя будут держать в голове, может быть, в следующий раз отнесутся серьезнее. Конкурс дает возможность получить публичную известность. Тем, кто занимается привлечением инвестиций, она очень нужна.
Что касается подготовки: любой конкурс — это немножко шоу-бизнес. Если речь не идет о научных конкурсах, которые длятся годами, то заявка на конкурс не подразумевает полного раскрытия информации о проекте. Есть временные рамки, и невозможно рассказать все. Очень важно уметь кратко и емко излагать свои мысли, донести основные параметры бизнеса. Это еще один тест: важно эти параметры выделить из всего объема информации, которую ты знаешь о своем бизнесе. Важно технически и эмоционально правильно построить презентацию. По большому счету конкурсы — не то место, где инвесторы принимают решение об инвестициях, а то место, где инвесторы принимают решение, что с этим человеком стоит познакомиться.