К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

12 правил, которые помогут вам распознать фирму-однодневку

12 правил, которые помогут вам распознать фирму-однодневку
Как сделать ваши отношения с контрагентами безопасными

Для компании по ремонту промышленного оборудования «Белый тигр» (название изменено) связь с фирмой-однодневкой стала смертельной. В 2007 году руководство прекратило всякие отношения с обналичивающими фирмами. Но в конце 2009 года в «Белый тигр» нагрянула проверка. Сотрудники налоговой выявили субподрядчика компании, который длительное время не сдавал отчетность, был зарегистрирован по адресу массовой регистрации, но по факту там не работал, не имел в штате никого, кроме директора, и не владел никаким помещением и оборудованием. Это была та самая «однодневка», с которой «Белый тигр» уже давно расстался.

Позже оказалось, что человек, на которого была оформлена однодневка, умер еще за несколько лет до начала своей «трудовой деятельности». «Белый тигр» по результатам проверки получил доначисления по налогам и штрафные санкции в общей сложности на несколько миллионов рублей, что совершенно разорило владельца. Как не попасть в такую ситуацию?

Охота на однодневки

Налоговой инспекции или отделу по налоговым преступлениям МВД достаточно найти одну фирму-однодневку, затребовать у банка выписки по ее счету. Там будут указаны данные всех организаций, пользовавшихся «услугами» по обналичиванию. Имея такой список, проверяющие без особого труда найдут, кого следует посетить первым делом.

 

Однако сам факт взаимодействия налогоплательщика с фирмой-однодневкой сложно назвать преступлением. Необходимо также доказать, что налогоплательщик умышленно взаимодействовал с ней с целью уйти от уплаты налогов, а не столкнулся с ней случайно. Но на практике налоговые инспекторы каждого подозрительного поставщика считают однодневкой. Чаще всего страдают компании, заявившие вычет по НДС. Распространенный случай, из-за которого возникает отказ в вычете НДС, — подписание счета-фактуры неуполномоченным лицом. Обнаружив это, налоговики обязательно попытаются признать документ недействительным. За два года, прошедших с момента принятия постановления пленума ВАС № 53, появилась обширная судебная практика, не допускающая принятия вычетов по НДС на основании документов, подписанных неустановленными лицами. В последнее время в действиях налоговых органов отмечается устойчивая тенденция перенести накопленный опыт на налог на прибыль.

В постановлении сказано, что предпринимателям следует проявлять «должную осмотрительность», в том числе в выборе контрагентов. Проверяющие пытаются доказать (и, к сожалению, часто успешно), что любое взаимодействие налогоплательщика с фирмой, признанной позже однодневкой, несет в себе признаки нарушения, поскольку, начав взаимодействовать с сомнительным контрагентом, он «действовал без должной осмотрительности и осторожности» (п. 10 постановления).

 

Самое печальное, что контрагентами однодневок подчас оказываются не только те, кто пытается укрыться от уплаты налогов, но и добропорядочные налогоплательщики, которым недобросовестный партнер просто подсунул вместо своих реквизитов реквизиты «прокладки». Можно ли обезопасить себя от налоговых рисков?

Правила безопасности

Налоговый кодекс не содержит прямых указаний, как именно может быть доказано отсутствие должной осмотрительности с однодневками. Сотрудники налоговых и чиновники Минфина по-своему понимают и объясняют, какие меры должна принять компания. Поэтому абсолютно безопасных схем не существует. Однако исходя из судебной практики, можно дать некоторые рекомендации, которые или помогут вам узнать больше о добропорядочности партнера, или хотя бы станут хорошим аргументом в суде.

Чтобы обезопасить себя, обратите внимание на следующие моменты:

 

1. При заключении договора ознакомьтесь с уставом компании-контрагента. Идеально заручиться выпиской о видах деятельности, порядке назначения и сроке деятельности руководителя.

2. Начиная сотрудничать с компанией, постарайтесь лично встретиться с ее генеральным директором. Понятно, что сделать это сложно — не каждый директор захочет встречаться со всеми партнерами лично. Однако письменный запрос о встрече, а также аргументированный отказ вашего партнера станут еще одним аргументом проявленной вами осмотрительности.

3. Попросите у контрагента данные свидетельства о его регистрации и постановке на учет в налоговом органе. Потом их копии можно приложить к договору или просто указать их в нем. При этом обратите внимание на срок существования компании: однодневки не живут долго.

4. От представителя контрагента (юридического лица, подписывающего договор) потребуйте паспорт и документ, наделяющий его полномочиями. Директор должен представить копию решения о его назначении, остальные — доверенность.

5. По закону (129-ФЗ от 08.08.01) любой налогоплательщик вправе сам получить выписку из единого реестра юрлиц или индивидуальных предпринимателей в отношении своего контрагента. Это платно, но цена невелика. Кроме того, документ, выданный самим налоговым органом (выписка из ЕГРЮЛ или ответ на запрос), считается наиболее весомым аргументом в суде при оспаривании претензий, связанных с однодневками.

 

В некоторых случаях выписку с успехом заменит распечатка с сайта налоговой службы, на котором также можно получить некоторую информацию о потенциальном партнере. При этом следует учесть, что на внесение изменений в реестр уходит всего пять рабочих дней.

6. Кроме подписи руководителя в счетах-фактурах необходима подпись и главного бухгалтера. Если руководитель не исполняет сам обязанности главбуха, то желательно получить от контрагента образцы подписей лиц, имеющих право подписывать счета-фактуры, ведь иногда кто-то их замещает.

7. Необходимо требовать копию лицензии, если деятельность контрагента лицензируется. Именно лицензия подтверждает заключение сделки с уполномоченным хозяйствующим субъектом, который имеет право осуществлять деятельность по сделке.

8. Если в договоре указано, что ваш контрагент исполнит обязательства только сам, то пригодится справка от контрагента о том, что у него имеется достаточно производственных мощностей, торговых площадей, транспортных средств и прочих ресурсов, необходимых для исполнения своих обязательств. Такие объекты могут быть не только в собственности, но и арендованы им.

 

То же относится и к численности персонала работника, особенно занятого в непосредственном исполнении заключенной сделки. Если необходимые работы будет выполнять субподрядчик, то в договор следует включить оговорку о возможности исполнения обязательств по договору через третьих лиц. И желательно убедиться в их добропорядочности тем же способом.

9. Стоит запросить в налоговой инспекции контрагента или у него самого копии бухгалтерского баланса за последний отчетный период — год или квартал. Контрагент может и не давать такие документы — запрос наверняка останется без ответа. Но он признается достаточным доказательством осмотрительности.

10. Пригодятся любые материалы о коммерческой деятельности агента: рекламные листовки, коммерческие предложения, каталоги. Особое значение могут иметь письменные рекомендации от других партнеров или солидных учреждений, с которыми он ранее сотрудничал. Сайты контрагентов могут часто изменяться, поэтому распечатки не повредят (при необходимости — заверенные нотариусом).

11. Раз в квартал можно мониторить данные о судебных делах этого контрагента при помощи справочно-правовых систем и информации на сайтах арбитражных судов.

 

12. Проведение ежеквартальных сверок взаиморасчетов позволяет не только подтвердить свою добросовестность в глазах налоговых органов, но и отслеживать своевременность исполнения договорных обязательств.

Разумная осторожность

Выполнение каждого из перечисленных пунктов получит положительную оценку в случае судебного разбирательства. Вам кажется, что проверка контрагента требует слишком много усилий? Возможно. Но зато это дает понимание юридической чистоты вашего партнера и помогает избежать многомиллионных доначислений налогов и возбужденного уголовного дела.

Выбирая, кого из контрагентов надо проверять особенно тщательно, стоит учитывать и сумму сделки. Уголовная ответственность наступает при уклонении от уплаты налогов на сумму не менее 2 млн рублей (для юридических лиц) за три финансовых года. Поэтому если сделка не крупная, вы рискуете только штрафами, и, возможно, усилия по проявлению разумной предусмотрительности окажутся больше, чем возможные риски.

Но чем больше сделано, тем спокойнее будет вам и тем сильнее будет ваша аргументация в суде против налогового органа, пытающегося доказать, что вы не проявили должной осмотрительности. Если вы будете пассивны в своей защите или будете утверждать лишь «да я же не знал», то, как показывает практика, велика вероятность, что суд примет сторону инспекции. Если же вы предъявите серьезные доказательства своего осмотрительного отношения к выбору контрагентов (пусть даже оно и не помогло вам избежать ошибки), то признать вас виновным суду будет практически невозможно. Как известно, «предпринимательская деятельность ведется с осознанием всех возможных рисков». И чем тщательнее вы будете вести подготовку, тем меньше будут эти риски.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+