К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Школа молодого миллиардера: плов против пиццы

Школа молодого миллиардера: плов против пиццы
Полуфиналист конкурса стартапов Forbes о том, как создать сервис доставки необычного продукта, сложностях маркетинга и любви к празднику

Пицца, пироги, суши – стандартный набор любого корпоративного застолья. Почти десять лет я делал карьеру в ведущих инвестиционных банках и во всех компаниях коллеги заказывали на мероприятия одно и то же. По-моему, эти блюда годятся для будничного перекуса, но никак не для праздничного застолья.

Жизнь до плова

В 2013 году, работая в «Атоне», я стал задумываться о собственном небольшом бизнесе. Снова поедая пиццу на очередном корпоративном празднике, я рассудил – почему бы не угостить коллег национальным узбекским блюдом – горячим пловом.

Блюдо привезли из хорошего ресторана узбекской кухни, проба прошла на «ура»! Тогда я провел небольшое исследование и выяснил, что половина москвичей с достатком выше среднего делают по четыре-пять заказов готовой еды в месяц, а выбор был у них не слишком большой – суши, роллы, пицца. Дело оставалось за малым – оборудовать кухню и браться за приготовление плова.

 

На создание сайта и покупку оборудования для кухни ушло около миллиона рублей собственных сбережений. Основные сложности начались на этапе подбора команды. К счастью, мне помогли братья, которых я пригласил стать партнерами. Зафар успешно развивал девелоперский бизнес и не сразу решился на стартап. Вскоре присоединился и Дильшод, мой старший брат, который развивал семейный бизнес по производству строительных материалов. Они помогли мне наладить основные операционные процессы: бухгалтерию, снабжение, финансовое планирование. Сначала проектом мы занимались параллельно с основной работой, но потом сервис стал требовать все больше и больше внимания и времени. Стало понятно, что только полное погружение в этот бизнес принесет сотни клиентов, без какого-либо бюджета на продвижение.

По ту сторону плова

В древности на Востоке люди, разделившие трапезу, считались друзьями. На этом принципе восточного гостеприимства мы решили выстраивать маркетинг. Сразу после запуска проекта весной 2014 года мы угощали пловом друзей, надеясь на сарафанное радио, но это приносило лишь однократные продажи. Первый «вау-эффект» я почувствовал в Startup Academy в Сколоково, где угостил пловом однокурсников по MBA. Оказалось, что финансисты старой школы проводят мало времени в социальных сетях, а новое поколение предпринимателей, наоборот, охотно делится кулинарными открытиями с друзьями в социальных сетях.

 

Когда я понял, что с продуктом проблемы нет, возник вопрос – как его правильно подавать и раскручивать. Мы понимали, что просто готовить качественный и вкусный плов недостаточно, нам нужно было, чтобы о нем знали и говорили. Самое главное – нам хотелось, чтобы сервис вызывал позитивные эмоции и ассоциировался с праздником, поэтому упаковка, дизайн и способ подачи вышли для нас на первый план.

Так, один из моих коллег придумал первый «пловизм» (игра слов, слоганы, посвященные плову): «All you need is Plov». Наш дизайнер Григорий, вдохновленный идеей, нарисовал узнаваемые силуэты героев похожих на «Битлз» в тюбетейках. Идея «выстрелила», мы продолжали экспериментировать, создавая все новых «пловеров», переосмысленных персонажей мировой поп-культуры. Это помогло нашему бренду стать узнаваемым, наше позиционирование отличалось от остальных – о нас стали говорить и рекомендовать сервис друзьям и знакомым. «Сарафанное радио» до сих пор приносит нам сотни заказов, но каждый заказ нужно обрабатывать и работать с отзывами.

Для начинающей компании особенно важна обратная связь, и с каждым клиентом, который впервые делает заказ в Plov.com, я старался поговорить лично. Один из клиентов написал скептический комментарий, увидев у знакомых фотографии нашего плова. Это был Олег Данилов из крупного интернет-холдинга, уроженец Узбекистана и знаток плова. Для меня это был вызов, который я не мог оставить без ответа.  Я связался с Олегом, пригласил на плов, и мы договорились о встрече. За столом мы допоздна говорили о тонкостях рецепта и нашем сервисе. Вскоре Олег стал партнером Plov.com и возглавил интернет-маркетинг. Его экспертиза и компетенции помогли нам вывести компанию на новый уровень.

 

Сейчас мы растем больше чем на 120% в год, наш средний чек уже достиг 3100 рублей. У нас более сотни заявок на франшизу, и вскоре мы представим новое предложение для партнеров, которое позволит нам масштабироваться, даст возможность заработать и создать с нашей помощью бизнес нашим партнерам в регионах и на международных рынках.

Подробнее о проекте читайте здесь.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+