Налоговики второй год рапортуют о росте сборов НДС и снижении числа фирм-однодневок. Показатели улучшаются благодаря новинке – программному комплексу со сложным названием АСК НДС-2, утверждают в налоговой службе. Юристы из BGP Litigation разъяснили, можно ли назвать контроль программного комплекса тотальным, как не попасть под пресс налоговой проверки и что ждет бизнес в будущем.
Как это работает
Сложная аббревиатура ПК АСК НДС-2 расшифровывается как «программный комплекс автоматизированного контроля за налогом на добавленную стоимость, вторая версия». Он был создан для борьбы с фирмами-однодневками и псевдооптимизацией налогов. Комплекс этот налоговики впервые запустили в конце 2013 года, и через год Федеральная налоговая служба (ФНС) отчиталась о двойном сокращении неправомерных попыток возместить налог, что добавило бюджету 102 млрд рублей. В начале прошлого года служба запустила вторую версию программы.
Программа сопоставляет НДС, начисленный продавцом (по данным его книги продаж), и НДС, принятый к вычету покупателем (по данным его книги покупок). Если эти данные не совпадают, программа выясняет, что не так: отразил ли реализацию продавец и насколько правомерно покупатель заявил вычеты по налогу. Все происходит без участия инспектора: в адрес покупателя и продавца налоговая автоматически отправляет требования пояснений. На ответ есть пять дней, а после местная инспекция начинает проверку. В итоге налогоплательщики либо сами исправляют ошибки по выплатам, либо получают уведомление о доначислении.
Так налоговики фактически автоматизировали классическую «встречную проверку», для большей эффективности еще и внеся необходимые поправки в Налоговый кодекс, которые начали работать с начала 2015 года. Теперь ФНС, выявив несоответствия в отчетности покупателя и продавца, может истребовать у компаний счета-фактуры и первичную документацию. А у компании, которая не подтвердила получение налоговых требований или уведомлений, налоговики могут заблокировать счета.
Тотальный контроль?
«Кошмарить бизнес» никто не собирался, главная цель нововведения — выявление фирм-«однодневок» и борьба с серыми схемами, не раз подчеркивали представители ФНС. Результатами уже не раз похвастались: с введением системы АСК-НДС-2 поступления от налога на добавленную стоимость выросли на 12%, при этом число фирм-однодневок сократилось больше чем в два раза — с 1,7 млн в 2011 году до 650 000 в январе 2016 года, сообщал в конце февраля глава ведомства Михаил Мишустин.
Но эти данные не могут говорить об эффективности работы конкретного программного комплекса.
Прирост поступлений может быть обусловлен большим количеством разнообразных факторов: декларирование налогоплательщиками НДС в больших размерах, сдвиг судебной позиции (в 2014-2015 годах) в сторону налоговиков, усиление качества и результативности налогового контроля (не связанного с АСК) и так далее.
quote_block node/168079Наша фирма провела существенное исследование открытых источников в поисках конкретных данных, связанных с работой АСК. Реальные результаты, о которых сообщалось в публичном пространстве, точечные: по итогам автотребований в Липецкой области налоговикам удалось добиться от одного из крупнейших налогоплательщиков корректировки налоговых обязательств на 15 млн рублей (по состоянию на октябрь), в Тамбовской области свои обязательства скорректировали 217 налогоплательщиков на общую сумму 2,8 млн рублей (по состоянию на ноябрь), в Московской области сумма корректировок составила 243,4 млн рублей (по результатам проверок за второй квартал). Это очень маленькие цифры, которые пока не существенны для статистики, так что о тотальном контроле говорить рано.
Однако бизнес действительно почувствовал работу программного комплекса на себе: раньше налоговики не могли охватить 100% контрагентов встречными проверками, а сегодня это происходит автоматически. Главной головной болью для бизнеса является выездная проверка, на которую отвлекаются бухгалтерия и юристы и тратятся деньги — либо на сопровождение процесса, либо на погашение налоговых претензий. При этом не имеет значения, что претензии обжалуются в судебном порядке. Можно приостановить действия налоговиков, только обратившись с ходатайством об обеспечительных мерах в суд. Но на практике получить обеспечительные меры почти невозможно, поэтому про работу АСК нас, без преувеличения, спрашивает каждый клиент.
Как не попасть под пресс?
В год под выездную налоговую проверку попадают всего 1-1,5% организаций, состоящих на учете в налоговом органе. Самый большой риск оказаться в «черном списке» есть у тех, кто превысил долю вычетов по НДС или засветился в связях с фирмами-однодневками.
Если работа по серым схемам — не ваш осознанный выбор, стоит научиться самостоятельной проверке контрагента при заключении с ним договоров. Важно убедиться в реальности деятельности, а не просто бумажной правоспособности.
Как проверить контрагента?
Обычно при проверке на добросовестность у фирмы запрашивают документы о правоспособности юридического лица и о полномочиях лиц, подписывающих документы от его имени. А также пробивают историю компании на сайте ФНС России (сервис «Проверь себя и контрагента»), сайте судебных приставов и газеты «Коммерсант» (информация о банкротстве).
Свидетельствует ли эта информация о том, что контрагент — не фирма-«однодневка»? Конечно нет!
Для того, чтобы убедиться в реальном ведении контрагентом бизнеса, стоит сделать следующее:
- Проанализировать его бухгалтерскую отчетность на предмет наличия активов, особенно таких, как основные средства и нематериальные активы.
- Проверить присутствие контрагента в интернете: есть ли у него сайт, есть ли в сети отзывы о работе компании или даже отзывы сотрудников фирмы как о работодателе, есть ли рекламные объявления.
- Проверить наличие офиса, склада — не на бумаге, а физически убедиться в их реальности.
- Проверить судебную историю контрагента. При этом отсутствие судебных споров вовсе не является исчерпывающе позитивным сигналом.
В совокупности это даст понять, существует ли реальный бизнес у контрагента, и поможет избежать проблем с налоговой.
Что ждет бизнес в будущем
Налоговики утверждают, что АСК НДС-2 позволяет проверяющим видеть всю цепочку движения товаров. Однако у нас есть основания полагать, что это не так.
Комплекс устанавливает соответствие между цифрами в счетах-фактурах продавца и покупателя. Но в состав декларации по НДС входят только сведения из книг продаж: общая стоимость товаров по счету-фактуре и сумме НДС. Анализа информации о самих товарах нет. Получается, при проверке конкретной организации выстроить цепочку от производителя до проверяемой организации, используя лишь АСК НДС-2, у налоговиков сейчас не получается, и для бизнеса, конечно, это плюс.
Впрочем, расслабляться не стоит. Налоговая планирует синхронизировать работу АСК НДС-2 с базой таможенной службы, а также базами ЦБ РФ и Росфинмониторинга. Синхронизация с последними двумя поможет налоговикам в режиме он-лайн выстраивать цепочки транзитного движения денежных средств: откуда пришли деньги и куда ушли? Вернулись они в компанию, были обналичены или выведены за границу? Проанализировав такую цепочку целиком, налоговики смогут выявить реального выгодоприобретателя и предъявить ему претензии.