Окончил юридический факультет МГУ им. Ломоносова и получил степень кандидата экономических и юридических наук. После выпуска работал в прокуратуре, затем занялся бизнесом - торговал алкоголем, продуктами и даже автомобилями. В середине 1990-х годов начал торговать сантехникой, а в 2000-м запустил собственное производство акриловых ванн в Подмосковье. В 2013 году вывел компанию «Аэссель» на IPO на Московской бирже — первое среди российских производителей сантехники. По просьбе Forbes Олег ответил на вопросы участников конкурса «Школа молодого миллиардера», читателей и журналистов. Все самое интересное — в нашем онлайн-интервью.
— Не разочаровались ли за все эти годы в том, что занялись промышленностью, а не торговлей или услугами? — Не разочаровался: во-первых, потому, что промышленность (производство) – это очень интересно. Во, вторых, потому что мы занимаемся не только производством, но и продвижением нашей продукции, то есть торговлей.
— Как на вашем бизнесе сказалась девальвация, значительная ли часть комплектующих — импортные? Вы по-прежнему используете итальянские пресс-формы?
— Девальвация несколько увеличила нашу себестоимость, но не существенно, так как основная часть расходов у нас рублёвая (оплата труда, эксплуатация помещений). Большая часть сырья и материалов закупается у российских поставщиков и лишь незначительная часть – у иностранных производителей. Это и дало некоторое увеличение себестоимости. Пресс-формы мы по-прежнему покупаем за евро; но так как они относятся к основным средствам, в расходах учитываются как амортизация с привязкой к курсу рубль/евро на момент приобретения, то есть до падения рубля.
— Как вам кажется, стоит ли на IPO выходить среднему бизнесу? Что сложнее всего было при выходе?
— Мне кажется, при принятии решения о выходе на IPO важен не масштаб бизнеса, а перспектива его развития. Сложнее всего было изначально правильно сформировать целеполагание и стратегию развития бизнеса. После этого всё стало проще, в том числе и выход на IPO (как часть этой стратегии) особых сложностей не вызвал.
— Сложно ли быть в одной команде с женой? Есть ли у вас какие-то правила по разграничению зон ответственности?
— Быть одной командой, на мой взгляд, не сложно, а скорей наоборот – интересно и надёжно. Разграничений зон ответственности, пожалуй, никаких нет – каждый отвечает за себя и за другого.
— Оправдала ли себя стратегия не с крупными сетями работать, а по заказам дилеров?
— Безусловно, да, более того, мы сейчас делаем на это еще больший упор.
— Как начать с нуля, когда все потерял?
— Главное не сомневаться ни на 1% и найти в себе силы для работы. Именно найти и найти внутри себя – в каждом из нас их предостаточно.
— Помогает ли степень MBA в ведении бизнеса? На Ваш взгляд, MBA – это полезное образование? И в каком возрасте стоит его получать?
— Удивительно – над последней частью вопроса я сам недавно размышлял. Лично мне MBA очень помогает в ведении бизнеса. Я уверен, что это очень полезное образование, но только если человек готов к его получению. У нас в группе были люди разных возрастов, профессий и социальных позиций, но больше всего повезло нескольким (среди которых был и я) - тем, кто пришёл за знаниями с чётким осознанием нехватки и нужности знаний. То есть люди не со студенческой скамьи, а с определённым опытом работы и жизни.
— А какой момент нужно выводить компанию на IPO? Есть ли, на ваш взгляд, какие-то формальные признаки, по которым можно определить, что компания готова к размещению?
— Мне кажется, выводить компанию на IPO нужно в тот момент, когда владельцы бизнеса и топ-менеджмент чётко понимают цель своей бизнес-активности, путь достижения этой цели (стратегия) и осознают необходимость публичного статуса компании как одного из условий достижения цели. Формальных признаков готовности к выходу, на мой взгляд, не существует.
— Пытались ли вы выводить свою продукцию на зарубежные рынки? Если нет, то почему? Если да, то на какие, чем обусловлен выбор?
— Нет, пока мы не пытались выводить нашу продукцию на зарубежные рынки. Причина проста – мы стремимся к завоеванию системной и устойчивой сильной позиции на российском рынке, это непрстая задача, но как только мы ее выполним, мы, возможно, расширим границы наших амбиций.
— Появлялось ли у Вас хотя бы раз желание продать бизнес, или нанять управленцев, а самому заняться чем-то другим?
— Я вообще давно смотрю на бизнес не как на вид деятельности, а как на продукт, то есть стремлюсь построить систему, приносящую доход и постоянно развивающуюся, управляемую менеджментом, а не владельцем. Такой «продукт» всегда востребован и может быть продан, но это не означает, что у меня есть сейчас задача продавать этот бизнес.
— Чем занимается ваша головная компания «Омела Холдинг»?
— «Омела Холдинг» - основной акционер, и занимается определением стратегии развития и финансированием развития.
— Почему вы решили все-таки создать свое производство, а не продолжили продавать сантехнику иностранных производителей?
— Производство – это, во-первых, другая глубина бизнеса (сложней, интересней, креативней). Во-вторых, всегда приятно что-то создавать – берешь акриловый лист, еще всякие разные «непонятные штуки», а выдаешь ванну – красивую, надёжную и нужную людям!
— Насколько рынок сантехники сегодня заполнен? Есть ли смысл создавать производство, подобное вашему?
— Не создавайте! Зачем нам еще один конкурент?!
— Ударил ли кризис по сантехническому бизнесу? Пришлось ли вам как-то перестраивать бизнес-процессы в связи с кризисом?
— Ударил и как обычно довольно сильно. Это уже третий кризис, который мы переживаем, поэтому мы сейчас перестраиваем очень многое. Но, как и в предыдущие разы, это существенно оздоравливает наш бизнес и даёт возможность, сбросив всё ненужное, сделать существенный прорыв!
— Если бы вам предложили стать инвестором, вы бы согласились? Проекты из какой сферы вам были бы интересны, как инвестору?
— По сути своего мышления я и есть инвестор. Интересны любые проекты с «изюминкой», с «бизнес-изюминкой». Либо принципиально новый, пока не существующий продукт (товар/услуга), либо новая система продаж существующего продукта (товара/услуги).
— Какие ваши главные принципы в бизнесе?
— В любой неудаче увидеть возможность. Встать после падения. Не расслабляться после достижения серьёзных результатов и не приписывать их своей персоне.
— Как зарабатывать деньги, если нет стартового капитала?
—Занять.
— Какие навыки из области юриспруденции вы применяете в бизнесе? Вспомните, пожалуйста, какой-то конкретный случай.
— Думаю, что высшее образование не столько дает знания, сколько формирует соответствующий образ мышления. В частности, юридическое образование учит думать по принципу – действие-ответственность. Конкретные случаи – во всех действиях.
— Помогли ли Вам в бизнесе научные степени? Или получали их больше «для себя»?
— Получал «для себя», но помогают постоянно. Научные степени формируют соответствующее мировоззрения, соответствующий образ мышления.
— В какой вид промышленности вы бы посоветовали вкладывать деньги начинающему инвестору?
— Начинающему инвестору я посоветовал бы вкладывать деньги, ориентируясь не столько на отрасль промышленности, сколько на прозрачность и управляемость конкретной компании, которую он рассматривает. Лучше инвестировать в хорошую обувную мастерскую, чем плохой нефтеперерабатывающий завод.