К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

"Главное не сомневаться и найти в себе силы для работы"

Фото Артема Голощапова для Forbes
Фото Артема Голощапова для Forbes
Основатель компании "Аэссель" Олег Аванесов отвечает на вопросы читателей Forbes

Окончил юридический факультет МГУ им. Ломоносова и получил степень кандидата экономических и юридических наук. После выпуска работал в прокуратуре, затем занялся бизнесом - торговал алкоголем, продуктами и даже автомобилями. В середине 1990-х годов начал торговать сантехникой, а в 2000-м запустил собственное производство акриловых ванн в Подмосковье. В 2013 году вывел компанию «Аэссель» на IPO на Московской бирже — первое среди российских производителей сантехники. По просьбе Forbes Олег ответил на вопросы участников конкурса «Школа молодого миллиардера», читателей и журналистов. Все самое интересное — в нашем онлайн-интервью. 

— Не разочаровались ли за все эти годы в том, что занялись промышленностью, а не торговлей или услугами? — Не разочаровался: во-первых, потому, что промышленность (производство) – это очень интересно. Во, вторых, потому что мы занимаемся не только производством, но и продвижением нашей продукции, то есть торговлей.

— Как на вашем бизнесе сказалась девальвация, значительная ли часть комплектующих импортные? Вы по-прежнему используете итальянские пресс-формы?

 

— Девальвация несколько увеличила нашу себестоимость, но не существенно, так как основная часть расходов у нас рублёвая (оплата труда, эксплуатация помещений). Большая часть сырья и материалов закупается у российских поставщиков  и лишь незначительная часть – у иностранных производителей. Это и дало некоторое увеличение себестоимости. Пресс-формы мы по-прежнему покупаем за евро; но так как они относятся к основным средствам, в расходах учитываются как амортизация с привязкой к курсу рубль/евро на момент приобретения, то есть до падения рубля.

— Как вам кажется, стоит ли на IPO выходить среднему бизнесу? Что сложнее всего было при выходе?

 

— Мне кажется, при принятии решения о выходе на IPO важен не масштаб бизнеса, а перспектива его развития. Сложнее всего было изначально правильно сформировать целеполагание и стратегию развития бизнеса. После этого всё стало проще, в том числе и выход на IPO (как часть этой стратегии) особых сложностей не вызвал.

— Сложно ли быть в одной команде с женой?  Есть ли у вас какие-то правила по разграничению зон ответственности?

— Быть одной командой, на мой взгляд, не сложно, а скорей наоборот – интересно и надёжно. Разграничений зон ответственности, пожалуй, никаких нет – каждый отвечает за себя и за другого.

 

— Оправдала ли себя стратегия не с крупными сетями работать, а по заказам дилеров?

— Безусловно, да, более того, мы сейчас делаем на это еще больший упор.

— Как начать с нуля, когда все потерял? 

— Главное не сомневаться ни на 1% и найти в себе силы для работы. Именно найти и найти внутри себя – в каждом из нас их предостаточно.

— Помогает ли степень MBA в ведении бизнеса? На Ваш взгляд, MBA – это полезное образование? И в каком возрасте стоит его получать?

 

— Удивительно – над последней частью вопроса я сам недавно размышлял. Лично мне MBA очень помогает в ведении бизнеса. Я уверен, что это очень полезное образование, но только если человек готов к его получению. У нас в группе были люди разных возрастов, профессий и социальных позиций, но больше всего повезло нескольким (среди которых был и я) - тем, кто пришёл за знаниями с чётким осознанием нехватки и нужности знаний. То есть люди не со студенческой скамьи, а с определённым опытом работы и жизни.

— А какой момент нужно выводить компанию на IPO? Есть ли, на ваш взгляд, какие-то формальные признаки, по которым можно определить, что компания готова к размещению?

— Мне кажется, выводить компанию на IPO нужно в тот момент, когда владельцы бизнеса и топ-менеджмент чётко понимают цель своей бизнес-активности, путь достижения этой цели (стратегия) и осознают необходимость публичного статуса компании как одного из условий достижения цели. Формальных признаков готовности к выходу, на мой взгляд, не существует.

— Пытались ли вы выводить свою продукцию на зарубежные рынки? Если нет, то почему? Если да, то на какие, чем обусловлен выбор?

 

— Нет, пока мы не пытались выводить нашу продукцию на зарубежные рынки. Причина проста – мы стремимся к завоеванию системной и устойчивой сильной позиции на российском рынке, это непрстая задача, но как только мы ее выполним, мы, возможно, расширим границы наших амбиций.

— Появлялось ли у Вас хотя бы раз желание продать бизнес, или нанять управленцев, а самому заняться чем-то другим?

— Я вообще давно смотрю на бизнес не как на вид деятельности, а как на продукт, то есть стремлюсь построить систему, приносящую доход и постоянно развивающуюся, управляемую менеджментом, а не владельцем. Такой «продукт» всегда востребован и может быть продан, но это не означает, что у меня есть сейчас задача продавать этот бизнес.

— Чем занимается ваша головная компания «Омела Холдинг»?

 

— «Омела Холдинг» - основной акционер, и занимается определением стратегии развития и финансированием развития.

— Почему вы решили все-таки создать свое производство, а не продолжили  продавать сантехнику иностранных производителей?

— Производство – это, во-первых, другая глубина бизнеса (сложней, интересней, креативней). Во-вторых, всегда приятно что-то создавать – берешь акриловый лист, еще всякие разные «непонятные штуки», а выдаешь ванну – красивую, надёжную и нужную людям!

— Насколько рынок сантехники сегодня заполнен? Есть ли смысл создавать производство, подобное вашему?

 

— Не создавайте! Зачем нам еще один конкурент?!

— Ударил ли кризис по сантехническому бизнесу? Пришлось ли вам как-то перестраивать бизнес-процессы в связи с кризисом?

— Ударил и как обычно довольно сильно. Это уже третий кризис, который мы переживаем, поэтому мы сейчас перестраиваем очень многое. Но, как и в предыдущие разы, это существенно оздоравливает наш бизнес и даёт возможность, сбросив всё ненужное, сделать существенный прорыв!

— Если бы вам предложили стать инвестором, вы бы согласились? Проекты из какой сферы вам были бы интересны, как инвестору?

 

— По сути своего мышления я и есть инвестор. Интересны любые проекты с «изюминкой», с «бизнес-изюминкой». Либо принципиально новый, пока не существующий продукт (товар/услуга), либо новая система продаж существующего продукта (товара/услуги).

— Какие ваши главные принципы в бизнесе?

— В любой неудаче увидеть возможность. Встать после падения. Не расслабляться после достижения серьёзных результатов и не приписывать их своей персоне.

— Как зарабатывать деньги, если нет стартового капитала?

 

—Занять.

— Какие навыки из области юриспруденции вы применяете в бизнесе? Вспомните, пожалуйста, какой-то конкретный случай.

— Думаю, что высшее образование не столько дает знания, сколько формирует соответствующий образ мышления. В частности, юридическое образование учит думать по принципу – действие-ответственность. Конкретные случаи – во всех действиях.

— Помогли ли Вам в бизнесе научные степени? Или получали их больше «для себя»?

 

— Получал «для себя», но помогают постоянно. Научные степени формируют соответствующее мировоззрения, соответствующий образ мышления.

— В какой вид промышленности вы бы посоветовали вкладывать деньги начинающему инвестору?

 — Начинающему инвестору я посоветовал бы вкладывать деньги, ориентируясь не столько на отрасль промышленности, сколько на прозрачность и управляемость конкретной компании, которую он рассматривает. Лучше инвестировать в хорошую обувную мастерскую, чем плохой нефтеперерабатывающий завод.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+