За последние пять лет в России появилось около полусотни венчурных фондов. С наступлением политической зимы, санкций и последовавшим за падением цен на нефть кризисом крупные зарубежные стратеги перестали смотреть на российский рынок, а российским пока не до покупок.
Что делать с портфелем стартапов, из которых стало так трудно выйти?
Management buy out
Это, пожалуй, самый простой вариант. Он хорош в случае, если стартап превратился в небольшую, но прибыльную компанию. Основателям такой бизнес может быть интересен, а вот инвестору нет. Пару лет назад мы продали менеджменту пакет акций Group-IB. Фонд фокусируется на проектах, которые могут выйти на международный рынок. Здесь же мы понимали, что глобальным игроком компания не станет. Конечно, в момент инвестирования фонд рассчитывал на более высокую доходность, но компания осталась в надежных руках, стала независимой и гибкой.
Продать команду и технологию
У технологических компаний есть также шанс заинтересовать российских стратегов с целью получить в свое распоряжение команду, реже — технологию. Цена в таком случае вряд ли превысит несколько миллионов долларов. Характерный пример — недавняя покупка «Яндексом» компании «Метабар», разработчика расширения для браузера «Советник». Фонд Runa Capital инвестировал в «Метабар» около трех лет назад и с тех пор, наверное, потерял надежду на хороший выход. За рубеж «Метабар» выйти не смог: финансовые показатели были скромные, вся выручка приходилась на трафик в «Яндекс.Маркет». Тот факт, что проект понадобился «Яндексу», на мой взгляд, чистое везение.
На Западе считается, что стратег сам придет и будет уговаривать владельцев продать проект. В России это редкость.
Инвесторы, вложившиеся в проект на ранней стадии, сами обращаются к потенциальным стратегам с предложениями.
Пробиться в госкорпорацию
Вариант продажи стартапов госкорпорациям остается достаточно сложным и непопулярным. Российские госхолдинги пытаются что-то сделать в своих древних НИИ, далеких от потребностей бизнеса. На рынок стартапов они не смотрят, хотя в мире три четверти инноваций создается именно ими, а затраты составляют лишь 13% общего бюджета, направляемого на инновации.
С точки зрения разработки и коммерциализации стартапы эффективнее исследовательских центров, университетов и НИИ. Так что если вы задумали предложить свой проект госструктуре, прежде всего нужно продемонстрировать выгоды.
Несмотря на непопулярность темы, сделки все же есть: Сбербанк купил «Яндекс-Деньги», «Газпром Медиа Холдинг» — Rutube, ВЭБ стал акционером «Ангстрем». Как-то одна госкомпания хотела купить портфельный проект LETA Group с оценочной стоимостью 400 млн рублей. Заключение курирующего менеджера гласило: «Не покупать. У нас все сделки по слиянию и поглощению по уставу проходят через правление, а оно не будет заниматься вопросом на 400 млн рублей…»
Найти покупателя с кешем
Время кризиса — хороший шанс приобрести подешевевшие российские активы, зарабатывающие валюту. Такой вариант может быть интересен покупателю с кешем, готовому рискнуть, а-ля private equity или семейному фонду.
Тут важнейший фактор — доверие покупателя к активу и к акционеру, который продает акции.
Ведь продавец может легко завысить показатели доходности бизнеса, особенно если он не «белый».
Продаться за рубеж
Можно попробовать предложить свой бизнес зарубежному стартапу, который уже привлек инвестиции (вариант называется acquihire). Покупателя можно найти, например, в Израиле. Там проще, чем в других странах, относятся к политическим рискам и военным конфликтам. Пока классических сделок по слиянию и поглощению не было, но зарубежные компании часто открывают центры разработки в Белоруссии и Украине, как это сделал, например, Viber. А после девальвации это, вероятно, будет происходить и в России.
Мой знакомый американец говорит: «В бизнесе самое лучшее — это выход». В этом вся суть венчурного бизнеса: не ждать десятилетиями окупаемости через дивиденды, а продать стратегу с многократной прибылью к вложенным средствам. Даже в кризис.