Школа молодого миллиардера: кому нужен летающий трактор
К разработке беспилотного летательного аппарата мы пришли не сразу. Я мечтал о создании летающего автомобиля — комфортного, мобильного, доступного средства, способного вывести концепцию передвижения в повседневной жизни на новый уровень. А кто об этом не мечтает? Поначалу я был уверен, что его можно создать, купив доступные детали в магазине, и соединить, применив известные технологии.
Родители помогли купить старый спортивный мотоцикл, из которого для будущей конструкции был взят двигатель. Редукторы «вытащили» из двух старых лодочных моторов, заказали два воздушных винта. Механик, которого я нанял за небольшие деньги, из консервной банки и хоккейной шайбы изготовил почти заводского уровня резиновый демпфер — соединительную часть между редуктором и двигателем, которую мы не смогли найти в магазинах. Мы собрали раму и установили на ней все детали.
Аппарат отрывался от земли, легко поднимал человека, но не мог устойчиво летать. Чтобы сильно не болтало, держали его на растяжках.
Позже к нам подключились смышленые ребята из Казанского авиационного института. Благодаря им мы смогли сделать систему стабилизации, которая позволила аппарату уверенно держаться в воздухе.
Мы работали над проектом около двух лет. Ошибки были иногда очень болезненные, иногда обидные. Во время испытаний системы стабилизации наш товарищ Наиль Зиннуров держал модель в руках. Сила двигателей оказалась такой большой, что модель вырвалась из рук и порезала ему запястье, оставив шрамы на всю жизнь. Еще мы потратили много времени и сил на разработку углового редуктора, который в итоге так и не понадобился.
На проект было потрачено несколько миллионов рублей, которые я зарабатывал, трудясь консультантом по недвижимости. В определенный момент работы по созданию летающего автомобиля замедлились, слишком сложным все оказалось. И дорогим. По нашим расчетам выходило, что на разработку и запуск потребовалось бы несколько десятков миллионов долларов.
Что делать? Беспилотник
В нем можно было применять все наши наработки, сделать изделие и начать его продажи без риска, что устройство покалечит или убьет человека из-за конструкторской ошибки. К тому же порог входа в этот сегмент существенно ниже, чем в гражданскую авиацию.
Поначалу у нас не было четкого понимания, как наш беспилотник будет применяться. К счастью, наша разработка попала в топ-40 индустриальных проектов одного из федеральных конкурсов. Я принял участие в двухнедельной акселерационной программе. Это был полезный опыт. Во время обучения я начал искать потенциальных покупателей. Позвонил своему другу, который имел опыт активных продаж, и попросил прощупать рынок. Самый большой интерес к беспилотникам проявили представители агробизнеса. Некоторые даже предлагали провести испытания на их полях. Проявляли интерес и медиакомпании. Оказалось, что им нужен летательный аппарат, способный нести на себе тяжелое съемочное оборудование.
После одного из конкурсов стартапов у нас появился инвестор. Через несколько дней после финала, в который мы кстати не вышли, мне позвонил представитель одного инвестиционного фонда и предложил рассказать о проекте подробнее. Мы пообщались и сейчас активно сотрудничаем: получили финансирование за долю в проекте.
Совместно с фондом мы решили, что лучше всего сейчас делать беспилотник специально для сельского хозяйства. Несмотря на минусы, существующие беспилотники активно используют в этой отрасли. Например, в Японии более 40% полей обрабатываются беспилотными вертолетами. Наша разработка превосходит по грузоподъемности существующие модели: беспилотники конкурентов поднимают до 40 кг, наш рассчитан на втрое больший вес.
По сути, мы ведем разработку «летающего трактора» — с простой конструкцией, легкого в эксплуатации и ремонте, рассчитываем, что затраты на обработку полей нашим аппаратом будут ниже, чем использование «наземных» технологий. Сейчас в России химическая обработка 1 га стоит около 150 рублей. Мы собираемся снизить эту цифру для потребителей минимум на треть.