К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Школа молодого миллиардера: как открыть полторы сотни кофеен за год

Школа молодого миллиардера: как открыть полторы сотни кофеен за год
Лидер стартапа Coffee Like Аяз Шабутдинов о том, как открыть «быструю» кофейню в кратчайшие сроки

Детство я провел в поселке, о котором вы вряд ли слышали  Куеда. С ударением на последний слог. Деревянный дом, колка замерзшего угля для печи, музыкальная школа и секция дзюдо. В 14 лет я организовал отдел подарков-розыгрышей, заняв у родителей небольшую сумму и вернул её в первый месяц. В десятом классе самостоятельно переехал в Ижевск. После школы подрабатывал ведущим мероприятий, писал стихи на заказ, даже валил лес. Вернулся в поселок и устроился работать к отцу-предпринимателю в лимонадный цех, налаживал сбыт. Бизнес был на грани закрытия. Крупнейший клиент полгода не оплачивал счета, рабочие собирались увольняться. Тогда я поехал перенимать опыт в Екатеринбург к Александру Долгову, директору компании «Норинга», крупному местному производителю минеральных вод.

В целях экономии я остановился в хостеле.

Тогда-то в моей голове и вспыхнула лампочка, как в старых американских мультиках.

 

Я решил тоже заняться открытием мини-отелей для экономных путешественников. С этого момента и началась история компании Like: меньше чем за два года мы сумели построить по модели франчайзинга сеть из 43 хостелов в 42 городах. Один собственный хостел, паушальные взносы и роялти принесли в 2014 году 8,6 млн рублей выручки.

Откуда кофе

История сети кофеен тоже связана с Долговым. Занявшись кофейным бизнесом, он посоветовал сделать это и мне. В Ижевске тогда было всего три кофейни, и я поехал по городам изучать рынок.

 

Как говорил Макиавелли, с конкурентами нужно или дружить, или воевать до последней капли крови.

Я выбираю партнерство. Осенью 2013 года я познакомился с Зуфаром Гариповым, который тоже собирался открывать кофейни в Ижевске. Мы много спорили, но в итоге в декабре 2013 года вместе зарегистрировали ООО «Кофе Лайк».

Мы решили выйти на рынок СНГ при помощи франчайзинга. Первыми партнерами стали подписчики блога «ВКонтакте», который я завел в январе 2013 года, чтобы рассказывать о бизнесе. К моменту запуска сети у меня было около 15 000 участников, сейчас их более 100 000 человек.

 

Мы расписали пошаговые инструкции — как выбрать помещение, зарегистрировать юрлицо, как пользоваться нашей CRM. Включили туда даже рекомендации по использованию кофемолки. Самое главное  подобрать проходимое место, неважно стрит-ритейл, торговый или бизнес-центр. Монтаж оборудования занимает один день, при этом средний срок запуска одной кофейни  2 месяца.

В июне 2014 года мы открыли торговый дом для снабжения франчайзи сырьем, снэками, посудой и кофе-машинами в рассрочку. Поставщики делают нам скидки, поэтому даже с учетом нашей наценки (10-15%). для франчайзи цена все равно останется ниже рыночной.

В марте 2014 года, через два месяца после запуска, выручка нашего кофейного бизнеса составила 2,5 млн рублей. К январю 2015 эта цифра выросла до 5,6 млн рублей. Из них четверть — торговый оборот собственных точек, остальное – паушальные взносы (250 000 рублей) и роялти от франчайзи.

Волшебная таблетка

Но не думайте, что мы избежали проблем. Многие потенциальные партнеры надеялись на «волшебную таблетку»  вложил последние деньги и сразу получил доход, и  экономили на критически важных вещах. Это сильно сказывалось на репутации сети  когда кто-то в одном городе мог халатно отнестись к технологии варки кофе или обслуживанию, негативные отзывы в интернете стали влиять на нашу репутацию.

Наша сеть растет очень быстро. Сейчас у нас 167 кофеен в 93 городах в 4 странах. При таких темпах роста невозможно контролировать качество услуг и стандарт продукта.

 

В декабре 2013 мы продали 32 франшизы по начальной цене 80 000 рублей. В феврале 2014 подняли цену до 150 000 рублей и количество договоров упало вдвое. Сейчас мы одобряем 5-6 заявок в месяц, а паушальный взнос увеличили в три с лишним раза.

Еще одна проблема: франчайзи хочет увеличить прибыль и, не согласовывая с головным офисом, покупает более дешевые расходные материалы вне торгового дома, в результате качество продукта падает.

Недавно во время встречи наш куратор Андрей Романенко, сооснователь, член совета директоров группы QIWI, дал нам несколько советов, а в конце сказал, что если у нас получится все планируемое на 2015-й (например, выйти на чистую прибыль холдинга в 1 млрд рублей), он лично приедет в Ижевск и купит акции нашей компании. Мы сделаем все, чтобы это стало реальностью.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+