Выходцы из финансового сектора чаще других теряли в кризис работу — банки сокращали людей и урезали бонусы. Некоторые бывшие топ-менеджеры начали свой бизнес. Их проекты объединяет то, что экс-финансисты в любой момент могут отойти от дел. Все они готовы вернуться в банки, как только банковский сектор восстановится.
Чудо-трактор
В августе прошлого года у главы представительства итальянского банка Intesa Сандро Зануса Микиеи родился сын. В такие моменты стабильная работа ценится как никогда. Но в кризис график работы в банке стал напряженным, времени на общение с семьей почти не осталось. Мотивации работать дальше не стало. «Банк — интересный бизнес, но когда работаешь несколько лет, становится скучно. Я был главой представительства, выше уже некуда», — рассуждает предприниматель. Зимой Сандро уволился из банка и основал собственный бизнес. Вместе с партнером он продает в России уборочную технику марки Lamborghini. По цене она не сильно отличается от других марок. Новый трактор можно купить за $50 000-80 000.
Выбор бизнеса объяснить легко. Владелец марки, итальянский холдинг SAME DEUTZ-FAHR (SDF), был клиентом российской «дочки» Intesa, и у Сандро сложились хорошие отношения с руководством компании. Еще работая в банке, Микиеи узнал, что холдинг собирается расторгнуть договор с дилером, который занимался продажей тракторов Lamborghini в России (технику других своих марок SDF продает через компанию «Евроагропоставка»).
В мае Микиеи заключил эксклюзивный договор с итальянским производителем. Пока бывшему банкиру удалось продать лишь несколько машин. В частности, три трактора приобрела администрация Кремля. Предприниматель надеялся на продажи в регионах, но пока бизнес буксует. Ограничиваться продажей техники Lamborghini Микиеи не собирается. Последние полгода он ведет переговоры об экспорте из России сельскохозяйственного сырья, в частности зерновых культур, и составил примерный бизнес-план для будущей компании.
Предприниматель говорит, что наслаждается возможностью самостоятельно составлять планы. Но признается: «Если интересное предложение в России будет, то, может быть, вернусь в банк».
Просто песня
Прошлой осенью Юлия Килина, уволившись с поста директора по работе с агентами УК «Альфа Капитал», наконец выбралась на концерт классической музыки. «Последние несколько лет фильмы, которые я смотрела, и книги, которые читала, были связаны только с работой», — говорит Килина. Ей так понравилось выступление мужского хора «Пересвет» и в особенности его солиста и главного дирижера Владислава Косарева, что Юлия решила стать продюсером артиста.
В апреле 2009 года Юлия и Владислав зарегистрировали ИП «Владислав Косарев». Несколько месяцев ушло на подготовку сольной программы в жанре classical crossover, когда в одном концерте исполняются арии из опер, народные песни и эстрадная музыка. На рекламу, создание сайта, запись демодиска и выплату авторских вознаграждений у Килиной ушло несколько сотен тысяч рублей. Окупить затраты она планирует к будущему лету. За три месяца Косарев выступил 28 раз.
Весь сезон у артиста расписан: в среднем по два концертных выступления в месяц плюс корпоративы. На будущее лето Килина уже договорилась о зарубежных гастролях. «Убеждать розничные банки продавать ПИФы было непросто. Этот продукт не приносит большого дохода для банка, но у меня получалось. В шоу-бизнесе сначала тоже будет непросто. Ведь имя Владислава Косарева пока мало известно. Но со временем проект станет успешным. Мы предлагаем качественный продукт», — рассуждает Юлия. Предложения вернуться в финансовый мир поступают, но Юлия говорит, что, пока проект с Косаревым не начнет приносить прибыль, возвращаться она не собирается.
Канализация для коттеджей
Осенью прошлого года, расставшись с должностью руководителя департамента ипотечного кредитования Банка Москвы, Александр Чистяков решил съездить к друзьям в Челябинск. Показывая ему свой новый коттедж, те пожаловались, что не могут найти подходящую систему очистки воды. Чистяков изучил рынок и убедился, что конкурентов в сегменте водоочистки и автономной канализации для коттеджей мало.
Вместе с бывшим коллегой из банка Home Credit Алексеем Минеевым, где Чистяков когда-то работал, в декабре прошлого года он зарегистрировал компанию «Чистая вода». Партнеры подписали дилерские соглашения с московским производителем очистных систем «Экодар» и французской компанией Sotralentz, выпускающей системы автономной канализации, и теперь занимаются их поставкой, монтажом и техническим обслуживанием. Средняя стоимость системы очистки воды для коттеджа 75 000 рублей, автономной канализации — 80 000 рублей. За полгода Чистяков с партнером установили около трех десятков систем в Челябинске и области. В следующем году планируют начать работу в Тюмени, Екатеринбурге и Магнитогорске. Но уже в ближайшем будущем Чистяков планирует вернуться в банковскую сферу: «Мой партнер справится с управлением бизнесом. А я еще не реализовал себя до конца в банке», — говорит он.
Ювелирное управление
В 2008 году к Сергею Силантьеву, управляющему директору по работе с розничными клиентами «КИТ Финанса», обратился старый знакомый Илья Клюев, владелец компании «Клюев», торгующей украшениями, столовым серебром и предметами интерьера. За четыре года фирма открыла шесть бутиков, и Клюеву требовались консультации по управлению бизнесом. Полгода Силантьев помогал Клюеву как независимый консультант. А в апреле вдруг получил от него неожиданное предложение стать совладельцем компании. «Мой партнер — хороший продавец, талантливый ювелир, а я дополняю его своим управленческим опытом», — говорит Силантьев.
Клюев углубился в изучение драгоценных камней и разработку новой коллекции. Сергей взял на себя управление и расширение торговой сети. Бывший банкир заказал ребрендинг компании агентству Depot PPF и начал переговоры об открытии новых магазинов в Москве и городах-миллионниках.
Теперь ежедневный график Силантьева уже не набит встречами, как в банке. Предприниматель позволяет себе носить трехдневную щетину, а вместо галстуков предпочитает подбирать к пиджаку нагрудные платки. Но, как и многие «бывшие» банкиры, Силантьев не сжег за собой мосты. «Я для себя оставил лазейку: сказал сотрудникам и хедхантерам, что не исключаю возможности вернуться в финансовую сферу. Иногда возникает мысль: ты бы мог сейчас командовать армией», — признается Сергей.