К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Под чужим именем: опыт серийного франчайзи

фото Евгения Дудина для Forbes
фото Евгения Дудина для Forbes
Что надо иметь в виду, покупая франшизу

Осень 2008 года. Петропавловск-Камчатский. Перед входом в задраенный наглухо магазин «Центробувь» — очередь. Открытия первого в городе магазина дешевой обуви жители ждут с нетерпением. Владельцу, 25-летнему предпринимателю Тарасу Шарыге тоже не терпится. Компания, у которой он купил франшизу, заплатив 540 000 рублей за право использовать марку, разрешает открывать магазины только в сезон — осенью и весной. Торговый центр построили летом, и Шарыга несколько месяцев оплачивал аренду вхолостую. «Я очень нервничал, пытался их разубедить», — вспоминает Шарыга. Но в первый же день работы его терпение было вознаграждено: магазин продал десятую часть закупленной на сезон партии.

Идеальный способ зарабатывать на торговле

«Центробувь» стал третьим — и не последним — магазином Шарыги, открытым по франчайзингу. К тому времени он уже имел опыт в торговле — собственный магазин снаряжения для сноуборда и других экстремальных видов спорта. Второй такой магазин городу с населением 200 000 человек был явно не нужен, и предприниматель решил, что франчайзинг — идеальный способ зарабатывать на торговле.

В Петропавловске-Камчатском тогда строился первый современный торговый центр «Шамса». «Владельцы сказали: хотим сувениры, туризм и обувь. Я говорю: только что был в Москве, уже провел переговоры по франчайзингу. Они дико обрадовались», — вспоминает Шарыга. Он сыграл ва-банк — никаких договоренностей на руках не было. Прибежав домой, молодой человек связался с «Экспедицией» и «Красным кубом». Представители первой сети согласились сразу, вторых пришлось убеждать около месяца. С «Центробувью», контакты которой нашел в интернете, тоже договорился без проблем.

 

История провала

Все три франшизы Шарыга окупил меньше чем за полтора года. Но оказалось, что каждая покупка франшизы — бизнес с чистого листа. В 2010 году Шарыга в порядке эксперимента купил еще три франшизы — одежной сети Sasch, кондитерских ларьков Tip Top и спортивного магазина «Профи спорт». Все три истории завершились провалом, предприниматель потерял более 4 млн рублей.

Шарыга признает, что во многом виноват сам. Прежде всего, ошибся с местом — «Профи спорт», например, занимал третий этаж торгового центра, где посетителей мало. Но и франчайзинг во всех трех случаях ограничивался лишь вывеской. «Профи спорт» даже не требовала паушального взноса и роялти (для многих франчайзеров отсутствие этих платежей — предмет гордости) — только поставки торгового оборудования и рекомендации производителей. Для сравнения: перед запуском первой «Экспедиции» компания компенсировала ему половину затрат на срочную доставку товара из Москвы на Камчатку, а менеджеры компании прилетали специально, чтобы мотивировать его продавцов. Теперь предприниматель всегда обращает больше внимания на глубину проработки франчбука (перечень рекомендаций для работы франчайзи. — Forbes).

 

Марианна Кашежева, управляющий партнер компании «Деловой базар», предупреждает, что не стоит полагаться на инструкции по телефону или электронной почте, на электронные презентации и рекламные материалы. «Любой вопрос, касающийся бизнеса, требует личной встречи», — говорит она. Стоит заранее спрашивать, готов ли к этому продавец.

Во франчайзинге предприниматель Шарыга не разочаровался. Полгода назад он открыл обувные магазины под вывесками Obuv.com и Comforto. Сейчас девять франшиз приносят Шарыге ежемесячно 7 млн рублей выручки, а маржа не опускается ниже 15%. «Многим кажется, что франчайзинг — это бизнес на блюдечке с голубой каемочкой. Ничего подобного! Тебя обеспечивают товаром, дают подсказки и дерут три шкуры за несоблюдение стандартов. И правильно делают», — говорит Шарыга.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+