Денис Решанов, студент СПбГУ, в свои 24 года уже серийный предприниматель, оборот его основного бизнеса — более $1 млн. И это только начало, говорит он. Свое первое дело — компанию по ремонту компьютеров — он создал в 2006 году с университетским товарищем. Им удалось продержаться на рынке три года. Правда, параллельно они с приятелем по ночам разгружали фуры: денег не хватало. «Постепенно объем заказов на разгрузку фур рос, и я подумал, зачем делать это все самому, если можно просто организовывать ребят», — вспоминает Решанов.
Нужная услуга
Так родилась вторая компания Решанова — «Персональное решение». Специализация — аутстаффинг (вывод персонала за штат компании-заказчика). Услуги аутстаффинговых компаний были особенно полезными для тех, кому было необходимо нанять много временного персонала на закрытие сезонного спроса или на выполнение краткосрочных работ. «Мы изначально фокусировались на подборе низкоквалифицированного персонала», — говорит Решанов. «Персональное решение» готово браться за любые виды подрядов: от 3-4-часовых заказов (переноска мебели, переезд) до строительных проектов, длящихся месяцами. За полгода оборот компании достиг 6 млн рублей, маржа — 40%. (Оборот 2011 года — 31 млн рублей.)
Аутстаффинг как самостоятельная услуга зародился на западе в 1970-х годах, в России появился в конце 1990-х, и до кризиса 2009 года рынок активно рос. За пять лет в базе «Персонального решения» накопилось 20 000 телефонных номеров («живая» база — контакты тех, кто не раз работал на компанию, — насчитывает 5000 человек).
«Российские компании довольно быстро оценили выгоды аутстаффинга не только в отношении временных сотрудников, — комментирует Вадим Дедов, руководитель отдела персонала компании KS International, предоставляющей сотрудников для сетевых супермаркетов. — Сейчас около 80% постоянного персонала почти всех крупных сетевых ритейлеров нанято и трудоустроено через подрядчиков. Это существенно снижает расходы заказчика». Помимо экономии на налогах заказчики могут экономить и на собственной кадровой службе: поиском, оценкой и оформлением персонала аутстаффинговая компания занимается самостоятельно. Кроме того, она же несет ответственность и перед трудовой и миграционной инспекцией (в случае выявления нарушений все штрафы платит подрядчик), а также перед нанятыми сотрудниками в трудовых спорах.
Проектный конвейер
В 2009 году рынок аутстаффинга сильно просел. Зато именно в кризисный год «Персональное решение» удачно диверсифицировалось. Санкт-Петербург тогда засыпало зимой снегом больше обычного, Решанова завалили заказами по его уборке. «Снег нас очень выручил, — вспоминает Решанов. — Мы быстро перестроились, закупили спецтехнику и начали брать заказы «под ключ»: сами чистили, сами вывозили».
А когда снег растаял, перед петербуржцами встала новая проблема: ремонт крыш. Ремонтное направление стало самым доходным для «Персонального решения». Из 31 млн рублей оборота за 2011 год больше половины — 15 млн рублей — приходится на ремонт, 10 млн приносит снег и 6 млн — аутстаффинг.
При такой специализации большую часть работ обеспечивает госзаказ — это 70% всех заказов компании. «Сейчас мы хотим все-таки больше работать с коммерческими компаниями», — говорит Денис. Причины? В госзаказе работает система постоплаты: все надо делать либо за свой счет, либо через привлечение кредитов. «Часто возникают задержки по оплате, особенно если заказы попадают на конец года. Коммерческий заказ предполагает предоплату и, как следствие, большую оборачиваемость капитала», — объясняет предприниматель.
Одно из решений — создание очередного проекта, ориентированного на частников. В ноябре 2011 года Решанов стал одним из учредителей портала AskUp.ru, оказывающего тьюторские услуги школьникам и студентам. По замыслу создателей, портал поможет свести школьников и тьюторов (людей, которые готовы оказывать бесплатную помощь в решениях задач). «Появление такого портала — вопрос времени, — говорит Решанов. — Обе целевые аудитории уже сформировались: есть школьники, которым нужна помощь, и есть тьюторы, которые уже сегодня бесплатно помогают через «Яндекс.Вопросы» и «Mail.Ответы». Все, что нам нужно, — это затянуть их на сайт». Сейчас на AskUp.ru зарегистрировано около 30 тьюторов. В проект уже вложили около миллиона рублей. Для создания полноценного сайта с интерактивными возможностями и игровыми механиками AskUp.ru требуется еще 1,5 млн рублей.
Зарубежные аналоги AskUp.ru, по словам Решанова, ежедневно собирают аудиторию в 0,5-1 млн человек. «С такими показателями портал легко сможет размещать таргетированную рекламу или, например, привлечь крупные компании, такие как Google или Microsoft», — считает Денис. Он планирует также использовать возможности внутренней монетизации: специальную валюту для школьников, чтобы поднять их вопросы выше в рейтинге. А в будущем — создать платные приложения для телефонов и планшетников. По расчетам Дениса, точка безубыточности AskUp.ru наступит при 8000-10 000 уникальных посетителей в месяц.
Еще один относительно новый проект — креативная группа Ocean’s Eleven, организующая вечеринки. Но пока для предпринимателя это, скорее, хобби. «В этом году я твердо решил, что новых проектов открывать не буду, физически не хватает сил, — говорит Решанов. — Только что заморозил свой очередной проект: понял, что надо расставлять приоритеты».