К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Чужой среди своих


Сотрудники одной компании числятся в штате другой — аутстаффинг востребован даже во время кризиса

Больше сотни IT-сотрудников Альфа-банка, обеспечивающих бесперебойное обслуживание 51 000 корпоративных и 2,9 млн розничных клиентов, на самом деле в штате банка не числятся. Их трудовые книжки уже три года лежат в сейфах кадровой компании Ventra Employment. В Ventra получают зарплату около 1000 работников других компаний, в числе которых Cisco, Samsung, «Ренессанс Капитал». Основная специализация Ventra — аутстаффинг, т. е. вывод сотрудников клиента за штат. Они официально оформляются в штат кадрового агентства, но продолжают трудиться на прежнем рабочем месте уже по договору оказания услуг. «Аутстаффинг дает работодателям возможность проявлять гибкость, не меняя штатного расписания», — объясняет Марина Симонова, гендиректор Ventra Employment. По ее словам, услуга востребована: выведение персонала за штат обеспечивает 40% выручки агентства, которая в прошлом году превысила $9 млн.

В 2002 году Ventra выделилась из HR-отдела московского офиса компании Mirantis (штаб-квартира в Кремниевой долине), занимавшегося в России наймом программистов. Конкуренция среди рекрутинговых агентств была высокой, и в 2004 году Ventra решила сделать упор на аутстаффинге, распространенном в Америке, но мало известном в России.

Для начала Симонова и ее команда провели около 30 презентаций для руководителей и финансовых директоров крупных иностранных компаний, в частности Coca-Cola, Samsung, General Motors. Их нужно было убедить, что и в России такой сервис возможен. На презентации участникам наливали кофе и свежевыжатый сок — не только чтобы утолить жажду: кофе символизировал традиционный подход, сок — аутстаффинг. Этот трюк, а также более рациональные аргументы сработали. По словам Симоновой, около 20 компаний из списка стали сотрудничать с Ventra.

 

Фирма также провела серию семинаров «Технологии аутстаффинга в России». «Ventra громко звучала на рынке несколько лет назад», — вспоминает Марина Тарнопольская, управляющий партнер группы компаний «Агентство Контакт».

Компания, предоставляющая услуги аутстаффинга, кроме перевода в свой штат сотрудников заказчика берет на себя все кадровое делопроизводство — от начисления заработной платы до выдачи справок, необходимых для получения виз или ипотечных кредитов. Клиент получает счет за услугу, куда включены расходы на зарплаты, бонусы и соцпакет плюс комиссионные в размере 20–30%. Для передаваемых из рук в руки сотрудников, по сути, ничего не меняется: заплата та же, стаж идет, процедура увольнения не упрощается, а в резюме можно указывать настоящее место работы.

 

Сегодня аутстаффинг входит в стандартный перечень услуг кадровых агентств. Среди их клиентов Philips и Samsung (нанимают таким образом мерчандайзеров), Procter & Gamble (сотрудники склада), General Motors (водители). В этом году, например, фирма «Тюменнефтегеофизика» проводила тендер на аутстаффинг медицинского персонала, работающего в полевых бригадах. По статистике Ventra, 46% заказов приходится на административный персонал, 24% — на финансистов среднего звена, 14% — на IT-специалистов, 10% — на топ-менеджеров, 6% — на рабочие специальности.

Крупнейшие компании, предоставляющие в России подобный сервис, — международные Kelly Services, Coleman Services, Manpower и российские «Анкор» и «Агентство Контакт». Но для них аутстаффинг — лишь дополнительная услуга к основной деятельности, подбору персонала. «Обычно эта услуга носит временный характер и направлена на решение определенных, ограниченных во времени, задач компании», — говорит Екатерина Горохова, генеральный директор Kelly Services (в штатном расписании фирмы около 7000 сотрудников, работающих в других компаниях).

Марина Тарнопольская из «Агентства Контакт» прогнозирует повышение спроса на аутстаффинг в связи с тем, что многие компании не хотят расширять штатное расписание из-за кризиса, а потребность в сотрудниках испытывают. Число запросов, по ее словам, уже заметно выросло.

 

Галина Лякишева, HR-менеджер компании Cadence Design Systems, разрабатывающей программное обеспечение для производителей микроэлектроники, отмечает, что благодаря аутстаффингу постоянные расходы — фонд заработной платы — уменьшаются (оплата услуг кадрового агентства относится к переменным расходам). В штате Cadence только ключевые сотрудники — разработчики. Курьеры, секретари, весь административный персонал — в штате Ventra. В случае болезни кого-то из них Ventra предоставляет временного сотрудника на замену в течение трех часов.

Отчисления по несчастному случаю в фонд обязательного страхования у агентства по подбору персонала — 0,2%, а у нефтяной компании — 7–8%. Если работодатель заключил с кадровым агентством договор на вывод персонала за штат, то каких коэффициентов придерживаться? В законе на эту тему ничего не сказано — там вообще не прописана услуга по выводу персонала за штат.

А вот легко уволить персонал, выведя его в штат кадровой компании, вряд ли получится — там не будут выставлять сотрудника за дверь по желанию клиента. Настоящему работодателю придется действовать в соответствии с Трудовым кодексом — предупредить заранее, выплатить компенсацию и пр. «Если есть подозрение, что нас привлекают, желая уволить людей, мы отказываемся от заказа», — уверяет Марина Симонова.

Кризисные предложения

В конце сентября на сайте группы компаний «Агентство Контакт» добавилась новая услуга — секондмент. Суть в том, что компания А, желая сохранить до лучших времен ценного сотрудника, но при этом сократить расходы, с помощью агентства ищет компанию Б, которой сейчас нужны его услуги. Затраты на зарплату и соцпакет А и Б делят между собой. Алена Занегина, директор по консалтингу, говорит, что интерес к новой услуге есть, но пока больше со стороны тех, кто хочет сдать своих сотрудников «в аренду».

Алексей Архипов, гендиректор компании AZet Group, до недавнего времени занимавшейся подбором кадров, теперь специализируется на консультировании работодателей, готовящихся к массовым сокращениям. Опыт есть: раньше он налаживал отношения с профсоюзами в «Норильском никеле» и в гвинейском подразделении «Русала». За урегулирование отношений с профсоюзом Архипов запрашивает $100 000. По его словам, два заказчика уже есть. Он берет на себя переговоры с профсоюзными лидерами, подготовку коллективного договора с минимальными рисками для работодателя, прочие мероприятия по снятию социальной напряженности.

 

Впрочем, против забастовок есть еще одно верное средство — наем временного персонала. Услугу предлагают многие кадровые агентства. День работы присланного кадровиками специалиста обойдется фирме в среднем в два раза дороже, чем работа аналогичного штатного сотрудника. Но и выгода очевидна — от его услуг можно безболезненно отказаться в любой момент. Временных сотрудников, правда, очень не любят профсоюзы. В 2006 году «итальянская забастовка» на заводе Ford во Всеволожске сорвалась как раз из-за них — руководство завода через агентство Coleman Services быстро сумело найти 200 временных рабочих на замену бастующим.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+