К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Деловые гении не из делового мира

Деловые гении не из делового мира
Предпринимательская жилка может проявляться не только в своем бизнесе

Не у всех людей, занимающихся бизнесом, есть предпринимательская жилка. В то же время за пределами делового мира часто встречаются люди с ярким предпринимательским талантом, способные добиваться максимально возможного результата в условиях ограниченных ресурсов.

В России работает достаточно много успешных коммерческих коллективов артистов. Вячеслав Полунин со своим «Снежным шоу» уже почти десять лет разъезжает по всему миру. Братья Эдгард и Аскольд Запашные за несколько лет создали самое доходное цирковое шоу в России. Среди государственных коллективов наиболее известен Мариинский театр Валерия Гергиева, годовой бюджет которого $15 млн. Главный секрет маэстро — его знаменитая работоспособность в творчестве и сборе денег для репетиций и многочисленных гастролей коллектива.

Forbes поговорил с тремя героями, демонстрирующими предпринимательские таланты в разных сферах, и выяснил, в чем их секрет.

 

Профессор

Отрасль: биология

Структура: Группа регуляции экспрессии генов мобильных элементов прокариот института молекулярной генетики РАН

 

Руководитель: Константин Северинов

Годовой бюджет: $1,5 млн

Каждые два месяца Константин Северинов устраивает в своем НИИ своеобразный Новый год. «Приезжаю с подарками, как Дед Мороз. Коллеги получают пробирки и счастливы, как дети», — говорит  ученый. Летом в институтском «мушарии» от жары сдохли насекомые, и Северинову пришлось везти их из Америки. За неделю поголовье восстановили.

 

Профессор университета Ратгерс (США), Северинов шесть лет назад вернулся в Россию. Теперь он работает вахтовым методом: два месяца на родине, две недели за океаном. Ученый руководит двумя научными группами из 15 человек в Москве и восьмью в Нью-Брансуике с годовыми бюджетами в $1 млн и $500 000 соответственно. В США вместе с ним трудятся опытные ученые, В России, где за десятком аспирантов присматривают четыре кандидата наук, он «кует кадры». Раз в три года коллектив обновляется. Сотрудники ставят эксперименты и заказывают препараты. Сам Северинов уже десять лет не берет в руки пробирок. Он ищет деньги и пишет статьи.

Профессор не единственный добытчик в команде. Каждый из кандидатов наук имеет свои гранты. «Раньше мои аспиранты считали, что не их графское дело добывать деньги. Теперь это и их задача», — говорит Северинов.

В американской лаборатории 75% средств идет на зарплату, остальное — на оборудование и реактивы. Сверх этого бюджета университет получает 56% объема грантов непосредственно от федеральных грантовских агентств. В России половина денег уходит на зарплату и социальные выплаты, 20% достается институту, остальные 30% тратятся на оборудование и реагенты, которые стоят втрое дороже, чем в США, и доставляются месяцами. В России нет представительств компаний, торгующих материалами, а работать напрямую Северинову невыгодно из-за таможенных поборов.

Миллионным бюджетом располагает не каждая научная группа в России. Как это удается Северинову? «Я снискал некоторую известность своей «скандальностью». Есть угроза, что я снова заору, что не дали денег», — говорит он. В научных фондах у Северинова высокий рейтинг из-за публикаций в западных журналах. Влияет и опыт написания заявок на гранты. Чтобы получить один грант, Северинов пишет четыре заявки. В США в области биомедицины по статистике в среднем удачна каждая десятая заявка. Источники средств московской лаборатории — российские фонды (в частности РФФИ, «Династия» Дмитрия Зимина и фонд Бортника), и бизнесмены, которые дают Северинову стипендии для аспирантов.

Становиться «частником» Северинов не хочет. Из института нельзя забрать ничего из купленного на гранты, а коллективу не под силу самостоятельно решать вопросы с СЭС, вывозом мусора и специальными  коммуникациями.

 

По количеству и качеству результатов российская группа Северинова уступает американской. Чтобы определить почему, профессор собирается направить в оба коллектива социолога для проведения исследования. «За нами будут наблюдать, как за обезьянами. Я тоже должен присутствовать. Ведь я — главная обезьяна, которая, как вождь племени, бьет в бубен», — шутит профессор.

Транспортник

Отрасль: государственный автотранспорт

Компания: «Автоколонна №1417», город Коломна

Руководитель: Николай Сиделев

 

Годовая выручка: 3 млрд рублей (по оценке Forbes)

На автостанции у метро «Выхино» каждый вечер можно наблюдать любопытную сцену. Пассажиры, тесня друг друга, фотографируются на фоне автобуса «Москва — Рязань». На его бортах художники изобразили Дмитрия Донского, собирающего дружину для похода на татар. Владеет автобусом, названным «Русский князь», автоколонна №1417 из Коломны. Автор идеи — генеральный директор Николай Сиделев.

Зачем главе не своего, а государственного предприятия лишние заботы? «Мы фанатики своего дела. Почему общественный транспорт должен быть скотовозным?» — недоумевает Сиделев. Выпускник МАДИ, он в 1986 году вернулся в Коломну и за 14 лет дослужился до генерального директора. Предшественник сумел сохранить хозяйство, но до совершенства было далеко. В начале 1990-х в Коломне появился «Автолайн», пассажиры пересели на маршрутки. «Свои скудные доходы на больших автобусах мы потеряли кратно», — вспоминает Сиделев.

Он тоже начал развивать «маршрутную» тему. Сначала пользовались «Газелями», потом переоборудовали микроавтобусы Sprinter. В 2004 году вместе с Daimler открыли сборку на своей площадке и сделали 500 маршруток.

 

В 2001 году автоколонна открыла первый маршрут: Рязань — Москва.  Директор купил в кредит несколько подержанных автобусов Mercedes c кондиционером, кухней и туалетом. Водителей одели в белые рубашки и галстуки (сейчас это стандарт для всех маршрутов). В каждом автобусе стюардесса продает билеты, угощает кофе, чаем и бутербродами. Ежедневно маршрутом пользуются 5000 человек.

Два года автоколонна работает как туроператор. Заключает договора с пансионатами и продает путевки с трансфертом. В прошлом году автоколонна организовала 22 маршрута к Черному морю для 10 000 отдыхающих.

За десять лет автоколонна Сиделева поглотила менее успешных соседей из Воскресенска, Луховиц, Озер, Зарайска, расширила штат до 2700 человек, а количество маршрутов достигло 100. Сейчас компания ежегодно перевозит 40 млн пассажиров, втрое больше, чем в 2000 году. Парк автобусов состоит из 400 автобусов и 100 маршруток. Половина всех автомашин находится в лизинге.

Три года назад компания ввела в маршрутках транспортные карты. В городе «ходят» более 50 000 взрослых и 6000 детских (50% стоимости) карт,  две трети дохода маршруток компания получает по безналичному расчету. Корпоративные карты для своих сотрудников покупает «Почта России» и местное отделение МНС.

 

«Когда я брал кредиты на покупку первых импортных автобусов, министр спросил меня, кого я собираюсь возить на таких дорогущих автобусах и кто на них будет работать. На подобные вопросы я должен отвечать каждый день», — говорит Сиделев. Пожалуй, как и любой частный предприниматель.

Фандрайзер

Отрасль: благотворительность

Структура: фонд помощи хосписам «Вера»

Руководитель: Нюта Федермессер

 

Годовой бюджет: 20 млн рублей

«Благотворительность сегодня похожа на дорогу с одной колеей. Все ломятся по ней как буйволы с криком «заболел ребенок, помогите». Одни на просьбу отвечают: «А мы уже детскому дому помогаем». А у нас — старик, который умирает», — сетует на конкуренцию Нюта Федермессер. В 2006 году она на базе Первого московского хосписа создала фонд помощи этим учреждениям. Главным врачом в хосписе работает мать Нюты Вера Миллионщикова. Сама Нюта практически выросла там, работала в хосписе санитаркой и медсестрой.

Где фонду взять денег? Поначалу Нюта надеялась на многочисленные мамины контакты, но это не сработало. Вместе с попечительским советом фонда — это полтора десятка артистов, писателей и музыкантов — она решила деньги не просить, а зарабатывать. Тогда Федермессер впервые услышала об эндаументе — капитале, от которого благотворительная организация может получать инвестиционный доход. Фонд первым в России зарегистрировал свой целевой капитал, первый взнос поступил от частных лиц. В 2009 году доход от него составил 4 млн рублей, четверть бюджета фонда.

Нюта решила заниматься только идеями, не требующими денежных трат. Самым успешным проектом фонда стало издание «Книги, ради которой объединились писатели, объединить которых невозможно». «Мы должны просить не деньги, а то, что человек с удовольствием даст. Писатель напишет, художник нарисует, ресторатор накормит, корректор исправит», — объясняет Нюта. Фонд дает возможность издательству заработать на продаже книги и берет фиксированную сумму до продажи тиража. Сборник прозы, изданный в «Эксмо», принес фонду 5 млн рублей, поэтический («Рипол классик») — 1 млн рублей.

 

Еще один источник дохода фонда — аукционы. Самый доходный был проведен аукционным домом «Совком» и принес фонду €150 000. Главный принцип — 100%-ная легальность. Чтобы избежать уплаты подоходного налога, «Совком» перечислил доход от мероприятия как пожертвование. Чтобы соблюсти закон, с каждым художником-участником фонд подписал больше десятка документов. Многих смущал договор с коммерческой организацией, но всех удалось переубедить. «Нужно уметь говорить, не стесняться потратить их время на то, чтобы тебе поверили», — уверяет Нюта.

Организовал фонд и серию детских праздников «Сладкий день для тех, кому несладко». По одному билету стоимостью 5000 рублей мог пройти один взрослый и любое количество детей. Каждое из двух мероприятий принесло фонду по 1 млн рублей. Свои помещения бесплатно предоставили Гостиный двор и литературный музей Пушкина. У 40 ресторанов удалось получить по сотне десертов. Развлекали детей ведущие творческих мастерских «Винзавода».

Сейчас годовой бюджет фонда составляет 20 млн рублей. Из них 4 млн — доход от эндаумента, 3,5 млн — частные пожертвования и взносы постоянных спонсоров. Остальное — доход от больших проектов (книги) и мероприятий.

В штате фонда трудятся четыре человека. Юридические и маркетинговые услуги оказывают добровольцы. Федермессер мечтает расширить штат: «Хочу научиться делегировать полномочия». А еще ей нужен партнер. «Он не должен быть в прошлом управляющим лакокрасочного завода. Он должен осознанно прийти сюда, в благотворительность», — подчеркивает Нюта Федермессер.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+