К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Человек-оркестр


Дирижер Валерий Гергиев зарабатывает больше эстрадных звезд. Сила таланта? Не только. Он еще дает вдвое больше концертов

Лесное озеро в окружении сосен. Плавают утки, дети сигают в воду с вышки. В двадцати шагах от пляжа — концертный зал, здание в три этажа. Ветер треплет плакат на белой стене: директор и художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев во фраке и с бабочкой, в руках дирижерская палочка.

К зданию подруливает темно-вишневая Volvo. Хлопнув дверью, к служебному входу направляется Валерий Гергиев — в майке и бейсболке. Маэстро, конечно, будет сегодня дирижировать своим оркестром, но без бабочки. Гергиев в отпуске.

Еще в феврале 1992 года финский журналист Сэппо Хейкинхеймо пригласил знаменитого дирижера в провинциальный городок Миккели отдохнуть после серии выступлений в Хельсинки. Было много вкусной еды, сауна, купание в проруби. С тех пор каждое лето Гергиев привозит семью в Миккели и сам остается здесь на неделю. Гергиев арендует два бревенчатых домика в лесу у озера. «Когда дирижер приезжает, мы всем говорим, что здесь никого нет» — хозяин домов Веса Пулккинен охраняет покой маэстро.

 

Впрочем, эта предосторожность бессмысленна, о прибытии Гергиева узнает вся Финляндия. Во время отпуска знаменитый трудоголик уже не первый год проводит в Миккели (46 000 жителей, 230 км от столицы) международный музыкальный фестиваль. Привозит звезд Мариинского театра, своего друга Юрия Башмета с ансамблем «Солисты Москвы». Миккели — городок в озерном крае, многие финны любят проводить здесь на дачах лето. Так что на фестивале каждый год полные сборы.

Чем еще маэстро занимается на отдыхе? Например, после вечернего концерта на фестивале улетает в Казахстан — там просили выступить перед «видными политиками и бизнесменами». Или с утра отправляется в Петербург, встречает и провожает важных гостей, ведет переговоры. Вечером садится в вертолет, долетает до финской границы, пересекает ее на машине, садится в другой вертолет и успевает на вечерний концерт в Миккели.

 

Может сходить в баню с финнами или посетить традиционный футбольный матч между сборными Мариинки и Миккели. В былые годы маэстро и сам выходил на поле, но после серии травм переквалифицировался в болельщики (в этом году расстраиваться не пришлось, хотя и радости немного — встреча закончилась ничьей 3:3). Кроме того, дает интервью корреспонденту Forbes. Общение с прессой здесь происходит в необычном режиме: мы катаемся на лодке по озеру, Гергиев — на веслах.

Словом, настоящий отпуск, если сравнить с обычным графиком. «Гибкость, подвижность, вообще движение» — так в интервью Forbes музыкант формулирует свой жизненный принцип. Гергиев — самый энергичный из ныне живущих великих дирижеров. Способности 53-летнего музыканта выдерживать гастрольный «чес» могли бы позавидовать эстрадные звезды вроде Глюкозы или Димы Билана. У Гергиева более 200 выступлений в год. Для сравнения, молодой и перспективный Владимир Юровский выступает около 100‑раз в год. Мировая знаменитость Саймон Рэтл, главный дирижер Берлинской филармонии, — около 120.

Валерий Гергиев — приглашенный дирижер Роттердамского филармонического оркестра, Королевского симфонического оркестра Нидерландов, World Orchestra for Peace и нью-йоркской Metropolitan Opera, директор фестиваля «Звезды белых ночей», Пасхального фестиваля, фестиваля своего имени в Роттердаме… Друзья шутят, что каждое мероприятие, на котором Гергиев задерживается более двух дней, немедленно получает звание фестиваля. С 1 января 2007 года Гергиев станет также главным дирижером Лондонского симфонического оркестра. Контрактом предусмотрено, что музыкант будет ежегодно курировать 12 симфонических программ, а также совершать с этим коллективом одно мировое турне.

 

Но главное, конечно, Мариинка. Вот уже десять лет Гергиев является и директором, и художественным руководителем, и главным дирижером одного из самых знаменитых театров страны. Эта работа отнимает у него большую часть времени. Маэстро руководит оркестром, следит за деятельностью оперной и балетной трупп, сам распределяет роли. А также вникает в тонкости архитектурного устройства нового концертного зала и решает, какие клумбы разбить перед входом. Он же определяет, кому и на какой срок дать ссуду на покупку жилья. Даже в Нью-Йорке, выступая в Metropolitan Opera, Гергиев каждый день три часа висит на телефоне — руководит подведомственным хозяйством.

«Он настоящий диктатор. Он не может делегировать полномочия, не дает людям что-либо сделать, а делает все сам. И мы никогда не знаем, что будет в следующую минуту, — рассказывает программный директор фестиваля в Миккели Петер Шюннеман. — Я регулярно сталкиваюсь с такими вещами: при составлении программы фестиваля оперный директор называет на каждую роль двух певцов. Но какую фамилию следует напечатать в программке, решает Гергиев, и я узнаю это только от него». И пусть кто-нибудь попробует оспорить решения Главного! «Он умеет выстроить вокруг себя всех в дико жестком варианте. Если кто вдруг начинает пищать против него, тут же вылетает из структуры Мариинки», — говорит директор продюсерского центра Российского национального оркестра Алексей Трифонов.

Сам Гергиев не может с этим согласиться: «Я совершенно не намерен следить за всеми. Я как раз передал одной даме (менеджеру в структуре Мариинского театра. — Forbes) почти полностью организацию продаж билетов». И что, теперь Гергиев не уделяет этой заботе ни минуты из своего расписания? Маэстро хмурится: «Когда руководитель дает кому-то $13–15 млн в управление, он не должен так уж безмятежно спать. Тем более что все делается моим именем. А имя у меня побольше, чем у этой дамы, может быть, раз в сто или в тысячу».

Как результат — сумасшедший график и полное отсутствие выходных. Ради чего? Прежде всего азарт, почти спортивный, стремление утереть нос реальным и вымышленным конкурентам. «Обвинить в этом можно меня, санкт-петербургскую столичную амбицию, которой я заражен, — объясняет дирижер. — Жизнь в Мариинском театре организована, как в бразильском футболе. Важны результаты».

Результаты есть. Мариинка — один из самых востребованных коллективов в мире, с учетом гастролей театр дает до 400 выступлений в год (оркестр, опера и балет могут выступать отдельно друг от друга). По 25 выступлений в Германии, Франции и Японии, 50 — в Великобритании, 100 — в США. «Мы послы, культурные послы России, — от гордости и прилива сил Гергиев даже начинает энергичнее грести (интервью продолжается, и мы все еще кружим на лодке по озеру в окрестностях Миккели). — Я востребован в Нью-Йорке именно потому, что мощь Мариинского театра обещает, почти гарантирует великолепное исполнение симфоний Шостаковича и Прокофьева, опер Чайковского, балетов Петипа и даже балетов Баланчина».

 

Деньги? Да, деньги играют свою роль. «Моя задача в том, чтобы вверенный мне Мариинский театр не бедствовал. Надо иметь мужество говорить прямо о том, что зарабатывать деньги очень важно, хотя это и не единственное, ради чего стоит работать», — говорит Гергиев. Коллеги-конкуренты в частных беседах с завистью рассказывают о способности нашего героя находить спонсоров. «Мы работаем с людьми, которые возглавляют мультимиллиардные компании. Среди наших главных доноров крупнейшие финансовые группы мира и нефтяные компании», — сообщает маэстро. Внешторгбанк, «Северсталь», «Транснефть», РЖД, РАО «ЕЭС России», «Роснефть», «Базовый элемент», ГК «Ренова» — это только начало списка спонсоров, с удовольствием поддерживающих театр, «в котором работает хорошо известный им Валерий Абисалович» (так сам Гергиев описывает схему взаимодействия с богатыми партнерами).

Что еще? «Просто есть потребность выступать перед людьми, — терпеливо объясняет Гергиев. — Я запретил себе думать о том, что настолько уникален, что могу выступать один раз в год. Представьте себе такой вариант: у меня концертный зал в каком-нибудь далеком ущелье в Осетии. И все туда летают раз в год слушать выступление такого великого дирижера. Идиотский сценарий…» Дирижер задумывается. В воздухе повисает тишина, с весел в воду падают капли… «Но на самом деле, может быть, самый лучший», — добавляет он.

Музыка в цифрах

$1000 — стоит дирижерская палочка, сделанная на заказ.

$200 млн — годовой бюджет Metropolitan Opera. Бюджет Большого театра вчетверо меньше.

 

10,5 млн копий — таков объем продаж самого популярного классического альбома с записью выступления Каррераса, Доминго и Паваротти.

Источник: Мариинский театр, Книга рекордов Гиннесса, Metropolitan Opera

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+