К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Предприниматели-изобретатели

Предприниматели-изобретатели
Семь российских предпринимателей, которым удалось разбогатеть на собственных разработках

Легендарный Гай Кавасаки, придумавший когда-то стратегию продвижения первых компьютеров Macintosh, а ныне глава венчурной компании Garage Technology Ventures, давая автограф одному российскому предпринимателю, написал на книге: «Измени мир».

Одни предприниматели совершенствуют то, что уже существует, — возводят дома дешевле или быстрее прочих, развивают каналы продаж и маркетинговые инструменты. Но есть в России и такие предприниматели, которые изменяют мир — создают нечто принципиально новое. И умудряются на том, что создали, зарабатывать. Forbes не раз писал о таких людях. Вот портреты нескольких из них.

Владислав Лобаев
Романа Шеломенцева для Forbes·стиль Анны Дубских

Владислав Лобаев

Что разработал: дальнобойную снайперскую винтовку собственной конструкции

Владелец оружейной компании «Царь-пушка» Владислав Лобаев стреляет из винтовки собственной конструкции по мишени с дистанции 2,3 км. Из пяти выстрелов трижды попадает в цель. Редкая кучность.

Вообще-то Лобаев по образованию философ — в середине 1990-х он защитил в МГУ диссертацию о воззрениях лютеранского теолога Рудольфа Бультмана. Параллельно Лобаев работал заместителем директора сыскного бюро «Алекс», от которого в 1996-м съездил на стажировку в США. Из Штатов Лобаев вернулся фанатом бенчреста — стрельбы на дальние расстояния. Стал занимать призовые места в чемпионатах, создал сборную, начал вникать в технологии оружейного дела. В итоге получил единственную в России лицензию на серийный выпуск снайперских винтовок. Побегать, конечно, пришлось, но помогло, что в силовых ведомствах призера международных соревнований знали.

Сегодня в цехах компании в Тарусе (Калужская область) работает 15 человек. По словам Лобаева, это одно из крупнейших производств дальнобойных винтовок в мире. Масштаб вынужденный: из-за сложностей с покупкой стволов, затворов и лож, «Царь-пушке» приходится самой выпускать все компоненты. Винтовки Лобаев делает только на заказ — и частным лицам (охотничьи), и силовым структурам. Оговорить можно все — от калибра до длины ствола. В прошлом году Лобаев выпустил больше 80 «стволов» на 20 млн рублей, в этом году рассчитывает продать оружия как минимум на $1 млн: спрос восстанавливается. Об истории своего бизнеса и своих изобретений Лобаев подробно рассказал в интервью Forbes.

Михаил Брыкин
Владимира Марченко·для Forbes

Михаил Брыкин

Что разработал: присадки для моторного масла, которые снижают расход топлива и вредные выбросы, увеличивают мощность двигателя

В 2005 году этот уже немолодой (сейчас ему 60 лет) мужчина продал свою компанию по производству моторных масел «Спектрол», но не прошло и года, как он решил вернуться в бизнес. Денег на масштабную рекламу не было, и он лично раздавал свою новую продукцию, топливные присадки «Тотек», дальнобойщикам на стоянках вблизи Москвы. Водителям присадки понравились — по словам Брыкина, многие звонили, чтобы поблагодарить и заказать еще. Понравились они и магазинам. Спустя три года присадки «Тотек» продаются в сотне торговых точек по всей стране. Журнал «За рулем» признал присадки Брыкина лучшими из шести аналогов — они обошли несколько западных марок по снижению расхода топлива и вредных выбросов, а также по увеличению мощности двигателя. Выручка у компании Брыкина все еще небольшая — около $600 000 (размер прибыли он не раскрывает), но бизнесмен верит, что продажи будут расти. Все просто: качество российского топлива оставляет желать лучшего.

Екатерина Савчук
Владимира Марченко·для Forbes

Екатерина Савчук

Что разработала: персональный прибор для измерения уровня сахара в крови

Взятие крови даже из пальца — довольно болезненная процедура, которую никто не любит. Но в этот раз все по-иному. Я прикладываю руку к небольшому прибору размером с ранние модели iPod. Щелк! На подушечке безымянного пальца появляется капля крови. Боли я почти не почувствовал. Вице-президент компании «Инженерный центр новых технологий» (ИЦНТ) Екатерина Савчук уже деловито отправляет тестовую полоску с пробой крови внутрь устройства — опытной модели персонального глюкометра, прибора для измерения уровня сахара в крови. Этот глюкометр отличается от миллионов продающихся в аптеках тем, что прокалывает палец не иглой, а тонким лучом миниатюрного лазера.

Его спроектировал отец Екатерины Савчук Валерий Полушкин, а выпускает лазеры фирма, принадлежащая им обоим. «Излучатель использует кристалл иттрий-алюминиевого граната, легированного ионами эрбия с длиной волны излучения в 2,94 микрона», — стараясь, чтобы звучало хотя бы немного понятно, объясняет Екатерина Савчук.

При серийном производстве, рассчитывают в ИЦНТ, цена устройства составит 5000 рублей. Индивидуальные тестовые наборы для диабетиков в аптеках стоят около 2000 рублей, но в год больные могут потратить на иглы для этих наборов до 4000 рублей (многие, правда, используют иглы по нескольку раз).

Владислав Мирчев
Романа Шеломенцева·для Forbes

Владислав Мирчев

Что разработал: принтер, работающий на светодиодах

Популярный сувенир в новосибирском аэропорту — деревянные иконы. Мало кто знает, что лики святых отпечатаны на светодиодном принтере производства местной компании «Сан». Хозяину фирмы Владиславу Мирчеву помогают зарабатывать не только силы небесные, но и областная администрация. С подачи губернских чиновников предприниматель познакомился  осенью 2008 года на одной из выставок с Анатолием Чубайсом, который пообещал ему 1 млрд рублей на развитие технологии.

Конструктор по образованию, Мирчев никакой не изобретатель. «Перед разговором с Чубайсом меня натаскали наши инженеры и химики», — рассказывает он. Начальный капитал Мирчев сколотил, торгуя мехами и китайским ширпотребом на вещевых рынках Новосибирска. В 2004 году, когда рекламный рынок начал бурно расти, занялся импортом китайских широкоформатных принтеров для печати баннеров. В отличие от обычных офисных принтеров, они печатают не только на бумаге — изображение въедается в материал за счет растворителя, сольвента, входящего в состав чернил.

Вскоре Мирчев наладил поставки из Китая принтеров следующего поколения, где чернила закрепляются на носителе при облучении ультрафиолетовой лампой. Намучившись с ремонтом новых принтеров, инженеры предложили разработать собственное изделие. Ультрафиолетовые лампы перегорают раз в полгода. Не заменить ли их светодиодами, которые служат в 28 раз дольше? Всемирно известные производители принтеров не прорабатывали эту идею всерьез. «У светодиодных устройств производительность всего около 20 кв. м в час, это продукт для малого бизнеса», — объясняет Михаил Сапрыкин, главный редактор интернет-проекта Uvdigitalprint.com, посвященного широкоформатной печати.

О преимуществах светодиодов и наночернил, используемых в принтере, Мирчев и рассказывал Чубайсу на инновационном форуме в Санкт-Петербурге. Тому понравилось.

Весной 2010 года сделка с «Роснано» закрыта, в качестве инвестора проекта по серийному производству инновационных принтеров выступил и «Уралсиб». У Мирчева осталось 55% акций.

В 2010 году «Сан» рассчитывает получить 1–1,2 млрд рублей выручки против 250–300 млн рублей в 2009 году.

Михаил Мануилов и Юрий Машинин
Дмитрия Тернового для Forbes·стиль Анны Дубских

Михаил Мануилов и Юрий Машинин

Что разработали: тренажер для горнолыжников и сноубордистов

Михаил Мануилов, совладелец компании SkyTec Interactive, впервые испытывает новый продукт — тренажер для сноуборда. «Ничего себе нагрузка! Это что, у нас выставлена программа, имитирующая вязкий снег? А угол наклона какой?» — интересуется он у своего партнера Юрия Машинина (на фото слева).

Когда-то Михаил и Юрий занимались установкой охранных сигнализаций в подъезды жилых домов, оба увлекались горными лыжами. Однажды они летели в самолете из Андорры, обсуждая, что могли бы покататься и лучше, если бы была возможность потренироваться до сезона. Как? Например, на специальном тренажере. Мануилов — физик, Машинин — инженер-конструктор. От разговоров они перешли к делу, написав в 2001 году бизнес-план по производству тренажеров, принцип действия которых — воссоздание сил, действующих на тело при спуске с горы. «Мы уже тогда, на салфетках рисуя, понимали, что это бомба», — говорит Мануилов. Они наняли программистов, конструкторов. Присоединившийся к бизнесу Александр Филатов, глава Русской горнолыжной школы, помог с консультациями профессиональных спортсменов. К 2005 году тренажер был готов, и начались продажи. С тех пор в России установлено больше ста тренажеров стоимостью $20 000–50 000, в основном в спортклубах. Годовая выручка SkyTec Interactive около $1,2 млн. Есть еще над чем работать — партнеры мыслят в масштабах мирового рынка тренажеров, который оценивается в $15 млрд.

Вадим Шапиро
Романа Шеломенцева для Forbes·стиль Анны Дубских

Вадим Шапиро

Что разработал: вездеход

По лужам и буграм на лесную поляну выкатывается странной формы аппарат на огромных колесах. Место действия: танковый полигон возле подмосковного поселка Новый Быт. Основателю компании «Арктиктранс» 76-летнему Вадиму Шапиро не надо далеко ездить, чтобы демонстрировать клиентам способности своей техники: ангар, где ее собирают, находится тут же. Одна из главных деталей вездеходов Шапиро — тонкостенные шины низкого давления с грунтозацепами, разработке которых он посвятил не один год. Шапиро, инженер-металлург по специальности и лыжный турист, обошедший с походами самые труднодоступные районы российского Севера, делает вездеходы почти 20 лет. Как он сам утверждает, техника создавалась для нужд северных народов.

Сегодня «Арктиктранс», в котором работает 20 человек, производит за год десяток вездеходов. В зависимости от модели они перевозят 2–6 человек и до 4 т груза. Вездеходы собираются из узлов легковых «жигулей» или на базе грузовых ГАЗов. А колеса делают на Ярославском и Бобруйском шинных заводах. Агрегаты способны преодолевать болота, передвигаться по снежной целине и карабкаться на сорокаградусные склоны. Покупают технику связисты, добытчики алмазов и нефтяники, которым приходится забираться в труднодоступные места.

Игорь Коршун
Дмитрия Тернового для Forbes·стиль Диляры Мурадовой

Игорь Коршун

Что разработал: самый маленький диктофон

Выпускник МФТИ Игорь Коршун прославился тем, что сконструировал первый российский телефонный определитель номера (АОН). Его фирма «Телесистемы» выпускала эти устройства с начала 1990-х годов. Потом АОНы стали производить все кому не лень, и Коршун решил делать новые приборы: миниатюрные диктофоны.

Спрос на них был, конечно, не таким, как на определители номера. Зато диктофон Edic-Mini А2М, сделанный в Зеленограде, попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый маленький в мире: всего 4 см в длину, вес 8 г. А в прошлом году Коршун побил свой же рекорд, выпустив модель на 2 г легче. Всего у фирмы более 30 моделей мини-диктофонов стоимостью от 4300 рублей до 40 000 рублей.

Единственный отечественный конкурент — диктофоны «Гном», которые делает Центр речевых технологий из Санкт-Петербурга, — в 10 раз тяжелее. «Размер — это надводная часть айсберга, — уверяет Коршун. — У нас масса уникальных параметров, например большая чувствительность и низкое энергопотребление».

Впрочем, треть покупателей технические параметры не волнуют вовсе — им просто хочется иметь необычную вещицу; у Коршуна есть для них модель в позолоченном корпусе. Хорошо ли продаются приборы? Этот товар приносит около 30 млн рублей выручки в год.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+