Офис, склад и магазин группы компаний «Алфавит» в торговом центре в подмосковном Реутове разделяют стены из стекла. Любому покупателю видны люди за компьютерами, зал для совещаний, штабеля коробок с обувью. «У нас, наверное, самый прозрачный бизнес в России», — говорит гендиректор «Алфавита» Андрей Широков, усаживаясь за стеклянный стол на стул из прозрачного пластика.
В обстановке воплощен ключевой принцип компании. Под прозрачностью здесь подразумевают открытость для поставщиков, покупателей и сотрудников. В магазинах «Алфавита», например, стоят электронные терминалы (компьютеры со сканерами) — посетитель может сам сканировать штрихкод понравившейся модели и узнать, какие цвета и размеры есть в наличии. А продавец в режиме реального времени увидит сумму своих премиальных. Данные из всех магазинов поступают в единую информационную систему, и по понедельникам каждый поставщик получает детальный отчет о продажах своей обуви.
Сейчас сеть объединяет 30 магазинов в Москве и области с общей выручкой около 100 млн рублей в месяц. Начиналась же она с прилавка на подмосковном вещевом рынке, который в 1997 году сняли отставные офицеры ФАПСИ Андрей Бойков и Андрей Паршин.
Приятели с самого начала хотели зарабатывать на обороте, устанавливая минимальную наценку. Через год, взяв в долю старого знакомого Андрея Широкова, тоже бывшего офицера-связиста, арендовали уже три контейнера. Предприниматели старались все делать «по-взрослому». Сформировали ассортиментную матрицу — так, чтобы была представлена мужская, женская и детская обувь на разный вкус и кошелек. Напечатали дисконтные карты.
Количество точек росло, появился свой транспорт. Но бизнес все равно не выходил за границы вещевых рынков. В 2000 году совладельцам «Алфавита» предложили арендовать зал в новом торговом центре в подмосковном городе Железнодорожный. Партнеры согласились, хотя плата за 100 кв. м показалась им непосильной. Окупить аренду можно было только при условии быстрого и высокого оборота, для чего требовалась полноценная система обработки информации о поставках и продажах (до этого весь учет в «Алфавите» шел в Excel). Бойков, Паршин и Широков купили оборудование, программу 1С, наняли программиста: методом проб и ошибок разработали собственную систему учета продаж и формирования заказов. Она и помогла «Алфавиту» выйти на новый уровень.
Предприниматели ушли с вещевых рынков, площадь магазина в Железнодорожном расширили более чем вдвое, а в мае 2002 года открыли первый московский магазин. В течение года появилось еще четыре «Алфавита». Система учета стала козырем на переговорах с импортерами и производителями обуви: менеджеры «Алфавита» просили о поставках с отсрочкой платежа, а взамен предлагали доступ к отчетности о продажах и еженедельную оплату — поставщиков привлекала возможность таким образом контролировать розницу.
В компании Ralf Ringer, крупном российском производителе обуви, «Алфавит» называют стратегическим партнером — за семь лет продажи в этой сети выросли в 40 раз. Директор по продажам Ralf Ringer Владимир Агеев перечисляет причины: правильное формирование ассортимента, скорость обмена данными о продажах и оперативность управления товарными остатками. Ralf Ringer, кстати, не разрешает другим дилерам открывать магазины там, где это делает «Алфавит». На прозрачность работы «Алфавита» указывают и в фирме «Антилопа Про», выпускающей детскую обувь под маркой Antilopa. «Мы всегда можем получить ответ на любой вопрос, касающийся нашего сотрудничества», — говорит Александр Сикиринский, заместитель гендиректора «Антилопы».
На содержание IT-отдела «Алфавит» сейчас тратит около 1 млн рублей в месяц. Широков уверяет, что эти расходы окупаются с лихвой. Электронная система ежедневно рейтингует модели обуви. Учитывается прибыль, количество проданных пар и период с момента поставки до продажи. Обувь с оценкой выше пяти баллов считается «золотой», за ее закупками надо пристально следить. С рейтингом ниже двух — «серой», ее необходимо переоценить, не дожидаясь конца сезона.
Политика бывших рыночных торговцев остается прежней — работа на обороте при невысокой наценке на товар. В прошлом году выручка «Алфавита» составила 1 млрд рублей, а чистая прибыль — 45 млн рублей. С 2007 года компания продает обувь и под собственной маркой, размещая производственные заказы в Китае (Андрей Паршин теперь буквально живет там). Ее доля в обороте уже превышает 40%. Компания немного зарабатывает и на продажах «Алфавит-Софта» — упрощенной версии своей системы учета. Программа стоит около 300 000 рублей, в месяц в среднем продается по одной копии.
У «Алфавита» есть грандиозная цель — стать крупнейшим розничным продавцом обуви в России. Сейчас это место занимает сеть «ЦентрОбувь», у нее уже более 300 магазинов по всей стране. Есть и другие сети, которым «Алфавит» сильно уступает по числу розничных точек: «Терволина», «Сити Обувь» и т. д. Реально ли их обогнать? «По технологичности мы уже на первом месте, — говорит Широков . — По крайней мере мы в это верим».