Попав в больницу накануне своего тридцатилетия, Кари Юджент не собиралась становиться предпринимателем — она хотела выжить. Ей была показана пересадка стволовых клеток — последняя битва в войне с лимфомой, диагностированной у нее еще в колледже. Но именно во время двухмесячного пребывания в больнице Кари пришла в голову идея, изменившая ее жизнь. Она занялась разработкой удобного штатива для капельницы. «Мне хотелось облегчить жизнь всем тем, кто окажется на больничной койке после меня, — говорит она. — И я хочу, чтобы мой штатив Safepole стал новым индустриальным стандартом».
На идею ее натолкнула длительная терапия. Пересадка стволовых клеток оказалась гораздо изнурительнее, чем химиотерапия и другие экспериментальные методы, которые она перенесла. В больнице были запрещены цветы, воздушные шары и любые посетители, кроме близких родственников. Аскетичны условия усугублялись лихорадкой, сыпью, потерей голоса, пневмонией, мышечными спазмами и тремя с половиной килограммами лишнего веса, не говоря уже о диарее и рвоте.
Поразительно, но в этих обстоятельствах Кари больше всего переживала именно из-за штатива. Валкая конструкция была увешана дозаторами, к каждому из которых вели провода. Каждый раз, направляясь в туалет, Кари должна была их отсоединять. Кроме того, она опасалась, что шесть игл, воткнутые ей в руки, грудь и шею, выпадут, если штатив опрокинется или запутаются провода. Наконец, на штативе оседало столько пыли!
Когда Кари жаловалась персоналу, все с пониманием кивали в ответ, но ничего не могли предложить взамен. Посоветовали только поставить у постели переносной туалет — чтобы предотвратить несчастный случай. Тогда Кари начала изобретать штатив получше: изучая историю вопроса и рисуя эскизы на стерилизованном компьютере. Даже переговоры с патентным юристом она вела с больничной койки.
Терапевтический эффект от работы над проектом оказался почти столь же сильным, как от лечения: концентрация помогла Юджент забыть о болезни и приободриться. «Я не была уверена, что успею справиться при жизни, — говорит Кари. — Но направив свою энергию на улучшение мира, я почувствовала себя гораздо лучше». Когда пересаженные клетки прижились и Кари выписалась из больницы, ее мечта никуда не делась. Только битва за жизнь сменилась битвой за успех. Первый заказ — от детской клиники при Университете Чикаго — пришел через два года, и путь к нему был непрост.
Юджент долго искала промышленных дизайнеров, тщательно подбирала правильное название (остановилась в итоге на Safepole, «безопасном штативе»). Фокус-группы, собранные из медицинского персонала и пациентов, изучали прототипы и одобрили только третий вариант устройства: устойчивый, блестящий и надежный. Производство тоже запустили не без проблем: неправильно изготовленная на азиатском заводе ручка практически похоронила весь проект. Ее сделали с нарушением спецификации, а переделка привела к срыву сроков и отмене заказов. Юджент не была уверена в успехе: «Несколько раз я была готова поднять белый флаг. Но в какой-то момент я привыкла к неудачам, — и тогда все изменилось».
Все это время Кари жила в чикагской квартире неподалеку от больницы. Поначалу она еле ходила и не могла приготовить себе еду, поэтому ее матери пришлось взять больничный и взять на себя все заботы по уходу за домом. Заниматься продажами Юджент поручила брату. Когда деньги в семье стали кончаться, ей пришлось искать инвестора. Теперь она может вздохнуть спокойно. Safepole LLC держится на плаву, а Кари — руководитель и мажоритарный акционер компании. К 2011 году она надеется выйти в прибыль.
Инвестор Филип Блай, один из двух бизнес-ангелов, вложивших в проект почти миллион долларов в обмен на миноритарный пакет, утверждает, что продажи идут хорошо. Он рассчитывает на уверенный рост. Новый штатив уже закупили более двадцати больниц в США, Канаде и странах Карибского бассейна. Хотя кризис ударил и по бюджетам медицинских учреждений, Кари энергично продает устройство, особенно туда, где оно необходимо больше всего: в отделения онкологии, кардиологии, педиатрии и интенсивной терапии.
Юджент помогает не только пациентам, но и местным производителям. После азиатского фиаско она стала переводить производство в город Рокфорд в Иллинойсе и рекомендует другим предпринимателям дважды подумать, прежде чем инвестировать в глобализацию. «Производство за границей — это очень сложно, особенно для стартапов. Слишком много переменных, слишком многое надо преодолевать: язык, время, культурные барьеры, — говорит она. — Мы рады, что нам удалось перевести производство в Иллинойс».
Она планирует и дальше заниматься инновациями в больничном деле. По ее мнению, все стартапы похожи. Совет от Кари: «Время от времени вы не будете знать, что делать, и придется пораскинуть мозгами. Верьте в себя».