Предприниматель Вадим Зеленский учится в бизнес-школе «Сколково». Его сокурсники шутят, что на выходе им выдадут дипломы по специальности «олигарх». Доля правды в шутке есть. Вадим говорит, что хороший уровень обучения обеспечивается приглашенными западными преподавателями, «некоторой ангажированностью при каких-то людях при власти» плюс ценой — это «планка, которая предполагает высокий социальный уровень учеников».
Вадим в бизнесе с 1993 года, туристическое агентство носит его имя — Zelenski Corporate Travel Solutions. Он считает свой бизнес успешным, а преподаватели «Сколково» считают Вадима и других таких же студентов «трудными». Дело в том, что российские предприниматели — ученики бизнес-школы — уверены в своей самооценке и не любят выходить за пределы привычных рамок: там высокая самооценка может быть поставлена под сомнение.
Между тем такая психология бизнесмена ставит его под удар: ситуация меняется, конкурентная среда меняется, и тот бизнес, который всегда казался нам успешным, уже не является таковым. Наработанный опыт устарел и относится к периоду создания бизнеса, дальнейшее развитие требует других навыков.
Будучи руководителем и единственным владельцем со дня основания компании, Вадим Зеленский еще несколько лет назад понял, что все работает и без него. Замечательное ощущение свободы по принципу «мы сидим, а денежки идут» позволило ему подолгу спать без зазрения совести, играть в теннис, брать уроки пения и даже записать CD с песнями собственного исполнения. Мысль о «Сколково» возникла не из-за желания получить дополнительное образование, говорит Вадим, хотелось попасть в среду таких же состоявшихся российских предпринимателей.
«В жизни руководителя на каждый день есть масса планов и задач, бесконечное количество встреч. Тут позанимался продажами, здесь разрулил вопрос по маркетингу, там — по стратегии. Рутина. А в школе нужно сидеть. Ты четыре или пять дней находишься в одном и том же месте и не можешь оттуда уехать. Лектор начитывает информацию, за которую ты платишь €5000 в месяц», — говорит Зеленский. Он признается, что на занятиях часто речь идет о вещах, в которые он никогда в жизни не вникал.
Рутины в его жизни больше нет. Подъем в восемь утра мобилизует. При этом Вадим понимает, что тот уровень знаний, который он сейчас получает, не нужен пока для его бизнеса. Он называет учебу «расширением горизонта». Зеленский разговаривал с теми, кто начал получать MBA в «Сколково» на год раньше (они сейчас поехали на практику в Китай), и выяснил, что подобные ощущения не у него одного: люди начинают меняться только через семь-восемь месяцев учебы. Новый уровень знаний помогает сместить привычную точку зрения на свой бизнес, увидеть больше новых возможностей.
Не дожидаясь изменения сознания, Вадим решился на запуск нового проекта, который давно вынашивал. Zelenski Corporate Travel Solutions — это компания B2B, она работает только с корпоративными клиентами и занимается организацией деловых поездок. Суть нового проекта — в почти полном перемещении бизнеса в интернет. Сейчас в компании Вадима работают 170 женщин, которые сидят на телефонах и служат посредниками между системой на экране и желанием клиента. А Вадим хочет, чтобы клиент сам выбирал себе авиарейсы, цены, стыковки. Он считает, что клиентам это понравится: «Допустим, у компании пять поездок в день, ответственная за их организацию Наташа хватает телефон и начинает звонить в агентство. А там Маша, с которой она раньше работала, вышла, есть Лена, но ей некогда, у нее другая компания на линии».
Осматривая офис Вадима, я вижу огромную комнату, заполненную девушками. Все они не останавливаясь говорят по телефону. Это напоминает мне кадры из съемки на вьетнамской фабрике по пошиву одежды. «Ты что, их всех сократишь?» — спрашиваю я, обеспокоенная женской судьбой. «Нет, — уверено отвечает Зеленский. — Наберу больше клиентов». Я думаю, что, наверное, основной продукт «Сколково» — именно это желание развиваться, уверенность в том, что еще есть куда расти. Без этого невозможно посмотреть сверху на свой 15-летний бизнес.
Мне тоже когда-то стало тесно в моем бизнесе. Казалось, что я годами делаю одно и то же, а все завоевания остались в прошлом. За все отвечают менеджеры, они докладывают, что все хорошо: играйте, товарищ начальник, в теннис. И появляется обреченность. Если в офис не приходят однажды крупные неприятности в камуфляже, владелец потихоньку утрачивает интерес к бизнесу, которым фактически начинают заниматься наемные менеджеры. Надо иметь мужество, чтобы в 40 лет пойти на учебу, заставить мозг работать и обрабатывать ненужную информацию. Зачем, казалось бы, директору предприятия знать бухучет, да еще и по западным стандартам? Но ведь не в бухучете дело.
Наверное, проблема состоявшегося человека в неумении слушать и воспринимать новое. Ведь иногда мы отметаем здравые идеи только потому, что подсознательно считаем: самые умные мысли могут появиться только у меня, у самого главного человека в этой компании. Учеба возвращает в те времена, когда ты не знал ничего и у тебя не было ограничивающих рамок, которые создает опыт. Учеба учит слушать и воспринимать. Учеба нужна не только ради новых знаний, а ради того, чтобы снова почувствовать себя способным творить и быть свободным.
Автор — совладелец компании «Софэкс», председатель некоммерческого партнерства «Бизнес Солидарность»