Каждый выезд на рыбалку - работа
Для основателя фирмы «Серебряный ручей» Юрия Заславского каждый выезд на рыбалку — работа. Во-первых, он тестирует спиннинги и другие снасти, которые выпускают его компания и иностранные конкуренты. Во-вторых, снимает документальные фильмы об особенностях ловли на разных реках. В-третьих, собирает материал для заметок в свой журнал «Рыбалка на Руси» и для портала Lovi.ru. «У меня целая маленькая империя», — с удовлетворением констатирует Заславский. Годовая выручка его компаний — $16 млн. Совсем немало, если учесть, что Заславский зарабатывает на том, чем и так увлечен с детства.
В молодости он готовил себя к партийной карьере. Во время учебы в Станкине был комсоргом курса, ходил на лекторские курсы в Высшей партийной школе и часто выступал на собраниях. Но началась перестройка, и Заславский ушел в бизнес — занялся оптовой торговлей импортными рыболовными снастями (рыбалку он никогда не забрасывал) и открыл небольшой магазин в Москве на Тишинском рынке.
Возможность производить снасти под собственной маркой подвернулась, когда грянул азиатский кризис. Наняв переводчика, Заславский поехал в 1998 году в Корею подыскивать производственную площадку — именно там делали тогда снасти популярных японских и американских брендов. Покупка и переоснащение разорившегося заводика в Инчхоне обошлись ему в $1,5 млн, которые он одолжил у других рыбаков. (Рыбацкое братство выручало его не раз — в магазине на Тишинке Заславский познакомился со многими влиятельными людьми. Один из них, депутат Якутского парламента Афанасий Максимов, свел его в 2002 году с Михаилом Ходорковским, и тот выделил $120 000 на съемки самого высокобюджетного фильма Заславского «Нельма — в поисках незнакомки». Но порыбачить вместе с главой ЮКОСа, как договаривались, не удалось.)
Вопрос о том, что производить на купленном заводе, не стоял. Ферма Заславского в начале 1990-х годов была дистрибьютором японской компании Daiwa, и он неплохо знал ее ассортимент. Самые популярные модели и скопировали, но уже под маркой «Серебряный ручей/ Silver Stream». Daiwa расторгла дилерский контракт с Заславским, но он не раз применял аналогичный прием в дальнейшем — становился дилером известного производителя, изучал ассортимент, а затем выпускал свой более дешевый аналог. «Серебряный ручей» успешно клонировал эхолоты (гидролокаторы, помогающие видеть рельеф дна и косяки рыбы) американской компании Bottomline, японские воблеры Duel/Yo-zuri и леску Gosen. Нечестный прием? «Но мы вывели на российский рынок 17 фирм», — говорит Заславский.
Как Заславский стал телезвездой
Не все модели — копии чужих: в России не любят спиннинги короче 2 м, предпочитают более жесткую конструкцию, неяркую расцветку. При этом нижнее кольцо для лески должно быть не менее 30 мм в диаметре. «Просто мода такая, — поясняет Заславский. — Вот еще, скажем, считается круто, чтобы ручка была из натуральной пробки, а не из неопрена, хотя он и лучше пробки». Сейчас в ассортименте Заславского около 40 000 наименований продукции для рыболова — от крючков до лодок.
Для пропаганды своего товара Заславскому пригодилось умение работать на публику, полученное в партийной школе. Еще в 1998 году к нему обратились менеджеры телеканала М1 с предложением разместить рекламу в передаче «Окно в природу», которую вел известный телеведущий и журналист Василий Песков. От рекламы Заславский отказался, но предложил сделать свой телесюжет о рыбалке. Сюжет получил много откликов, так что вскоре Заславский уже делал телепередачу «Серебряный ручей» (название его марки, заметьте), а чуть позже наладил выпуск DVD для любителей рыбной ловли.
Вышло уже 30 фильмов о тактике ловли рыбы. В экспедиции на якутскую реку Ундюлюнг Заславский выловил тайменя весом 35 кг — часовое противостояние человека и рыбы оператор заснял полностью. И хотя бизнесмена часто сопровождают профессиональные рыбаки, главный герой всех фильмов и ведущий — сам Заславский. «Пробовал нанимать других рыбаков — не умеют работать в кадре», — жалуется он. Благодаря фильмам, журналу и активному участию в выставках (специально для них «Серебряный ручей» раз в год тратит $400 000 на издание альманаха Lovi.ru, куда включают лучшие материалы, опубликованные на одноименном сайте) Заславский в среде рыбаков — личность известная.
Зачем рыбачить с чиновниками
Андрей Корецкий, владелец магазина «Везелка» в Белгороде, отмечает, что в ценовом сегменте 3000-4000 рублей «Серебряный ручей» продается очень хорошо; это для тех, кто не довольствуется китайскими no-name спиннингами до 1000 рублей и у кого нет 10 000 рублей на японские Daiwa или Shimano. У другого российского производителя, фирмы Cottus, спиннинги дешевле. «Но у Cottus, конечно, нет такого фаната-рыбака, как Заславский», — добавляет Корецкий. По всей стране 1500 рыболовных магазинов работают под маркой «Серебряный ручей»: право открывать магазин предоставляется бесплатно при условии, что 80% ассортимента франчайзи закупает у фирмы Заславского, а минимальная закупка составляет $30 000.
Известность помогает Заславскому не только торговать спиннингами, но и решать проблемы. «В силовых органах почти все поголовно рыбаки и охотники, среди чиновников тоже многие, — делится Заславский. — Это помогает вести бизнес: и проверками мне не докучают, и наездов бандитских никогда не было». Но переносить фабрику в Россию он не планирует.