«Броневики» рекламируются через новости о вооруженных нападениях
Раздел «Новости» на сайте нижегородской компании RIDA выглядит необычно: известия об очередных успехах в бизнесе перемежаются здесь с криминальной хроникой. Сделано это намеренно — владелец RIDA, предприниматель Юрий Яворский, держит в штате специального человека, в чьи обязанности входит мониторинг прессы и поиск сообщений о нападениях на небронированные автомобили. Так Яворский, крупнейший российский производитель броневиков гражданского назначения, завлекает клиентов.
По его словам, в первом квартале 2009 года количество заказов выросло на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: кто-то опасается разбойного нападения, кто-то — кредиторов и бывших партнеров. Первый заказ на бронирование автомобиля, кстати, Яворский получил как раз в прошлый финансовый кризис. До этого RIDA (название расшифровывается как «Реконструкция и дизайн автомобиля») специализировалась на тюнинге «Волг» — благо ГАЗ находится по соседству.
Еще раньше майор Яворский служил замполитом роты в пехотных войсках и потому за заказ на бронирование взялся без раздумий — он знал технологию защиты БМП. И готов ознакомить с ней любого — потенциальным заказчикам устраивают экскурсии по заводу. В ангаре одного из цехов рабочие в красно-синих комбинезонах под плакатом партии «Единая Россия» (Яворский недавно вступил в ее ряды) «распатронивают» очередной джип. Из соседнего помещения раздается звук, похожий на визг советской бормашины, — это лазер вырезает выкройки из бронелиста по чертежам, разработанным в конструкторском бюро под определенную модель. Потом сварщики будут укреплять броню на кузове так, чтобы не было зазоров, через которые может проскочить пуля. Вес машины в результате увеличивается на тонну.
Полное бронирование автомобиля занимает 2–3 недели, но для тех, кому некогда ждать, в автосалоне Яворского есть готовые броневики. Поскольку конструкция автомобиля изменена, на бронированный автомобиль не действует заводская гарантия, и надо получать специальный сертификат, в котором бренды Mercedes S500 L или Lexus фигурируют лишь в качестве «базового транспортного средства» (марка нового, независимо от базовой модели, — RIDA). Безопасность обходится недешево. Стоимость скрытого бронирования — когда внешне броневик не отличается от автомобиля, сошедшего с конвейера, — сравнима со стоимостью новой машины. Бронированный джип Toyota Land Cruiser, например, стоит 6,3 млн рублей — в два раза дороже базовой модели.
Конкуренты бронируют инкассаторов, Юрий Яворский - частников
Помимо RIDA пуленепробиваемые автомобили выпускают еще несколько компаний. Одна из старейших — петербургская фирма «Лаура», отцы-основатели которой в 1980-е годы конструировали собственные автомобили, потом специализировались на тюнинге. Но большая часть продаж броневиков ее производства приходится на инкассаторские машины. Как, впрочем, и у московских компаний «Имя М», Disa, «Техника», Safe Technology. Конек же Яворского — работа с частниками. За последние пять лет выручка его компании удвоилась — в 2008 году она достигла $12 млн.
Навык бывшего замполита следить за международной обстановкой пригодился Яворскому и в бизнесе. Чем выше в том или ином регионе мира риски для бизнесменов и политиков, тем интереснее этот рынок для производителей бронированной техники. Яворский, например, часто наведывается в Чечню — его компания поставила туда уже более 1000 бронированных «Волг» и «газелей». Он лично знает там почти всех высокопоставленных чиновников: на нижегородских броневиках ездят практически все министры, управделами президента Чечни Сахаб Закриев легко дает интервью корпоративному изданию Яворского «Империя безопасности», в Нижнем Новгороде забронирован Hummer Рамзана Кадырова.
Бывший замполит прощупывает рынок Ближнего Востока
Привлекателен для Яворского и Ближний Восток. Но открыть представительство получилось лишь с третьего раза, в 2004 году, и не в ОАЭ, как изначально планировалось, а в Иордании. Этот рынок Яворский доверил старшему сыну Геннадию, который с третьего курса начал работать в семейной фирме, со временем став директором по развитию (младший, Илья, отвечает за направление тюнинга, а жена Татьяна курирует кадры). Сейчас у компании сеть дилеров по всему Ближнему Востоку, на регион приходится 25% продаж броневиков компании. Аль Муним Нахар, советник главы дилерской компании Sardar Group из Иордании, работающей также в Ираке и ОАЭ, рассказывает, что на броневики нижегородцев в его компании теперь приходится 90% продаж: берут их в основном госчиновники Ирака, Курдской автономии, охранные структуры.
Начав работать с иностранцами, Яворский окончательно переключился с отечественных автомобилей на иномарки. В прошлом году из 180 броневиков, изготовленных на заводе RIDA, 100 были «крузерами». «Машина «неубиваемая», весьма популярная в странах третьего мира, а за счет квадратных форм ее легко бронировать», — перечисляет достоинства модели Геннадий Яворский. Владельцы иномарок оказались более взыскательными клиентами — их не устраивали оптические свойства бронестекла, ставившегося на «Волги» (Яворский покупал его у смежников), отсутствие подогрева.
RIDA делает свое бронестекло для привередливых клиентов
Полтора года назад Яворский построил за $6 млн собственный завод по производству бронестекла мощностью 450 комплектов в год и теперь поставляет его другим производителям (в том числе на судостроительные и авиазаводы). Свое стекло обходится ему на 20–30% дешевле покупного, да и шансов убедить привередливых владельцев «крузеров» бронировать их именно в России и именно у него стало больше. «У RIDA сильные позиции на рынке дорогих автомобилей и машин сопровождения», — отмечает Михаил Коновалов, генеральный директор компании Safe Technology, которая также бронирует автомобили марки Toyota Land Cruiser.
А вот свой «мерседес» Яворский бронировать не готов: «Мне это пока ни к чему».