К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

История игрушек


Фирма «Звезда» предпринимателя Константина Кривенко в кризис зарабатывает на экспорте

Грузовик российского производства продается лучше, чем японские аналоги. Автопром страны встает с колен? Скорее мини-автопром: предприниматель Константин Кривенко, владелец московской компании «Звезда», раньше японских конкурентов из фирмы Tamiya выпустил модель тяжелого немецкого грузовика времен Второй мировой. «Грузовик стал хитом», — гордится Кривенко. «Он был точно сделан и стоил недорого», — хвалит автомобильчик «Звезды» Харольд Миллер, главный редактор американского отраслевого журнала Model Retailer, объединяющего игроков индустрии сборных моделей.

Продукцию «Звезды» хорошо знают как российские, так и западные любители склеивать пластмассовые модели танков, самолетов и прочей техники своими руками. Выпускает компания и настольные игры. Выручка фирмы в прошлом году составила около $10 млн, четверть продаж приходится на Западную Европу и США. Одна из самых популярных у коллекционеров моделей — личный самолет Сталина, дальний бомбардировщик Пе-8. Кроме самолета в набор входят «реалистичные фигурки» Сталина, Берии и Молотова.

«Звезда» — старейший производитель моделей в России. Заработав первоначальный капитал на изготовлении пластмассового ширпотреба, Кривенко в 1991 году купил захиревшую фабрику игрушек в подмосковной Лобне, где в советские времена делали лупоглазых пупсов и пластмассовые телефоны. Идея нового бизнеса выросла из детского увлечения Кривенко. Во время учебы в  Бауманке он изучал военную гусеничную технику, так что первые миниатюрные модели танков и бронетранспортеров казались вполне достоверными.

 

В неказистых цехах «Звезды» по-прежнему витает дух советской эпохи. На стенах красные вымпелы, портрет Высоцкого, надпись «Спасибо за труд» на проходной. Даже обнаженные девушки над станками выглядят вполне пристойно — это журнальные постеры 20-летней давности. В конструкторском бюро компании обстановка более строгая: столы уставлены макетами небольших самолетиков и танков, дизайнеры на компьютере рисуют модель советского штурмовика. Пользуются они при этом оригинальными чертежами — все модели отечественной техники производятся по лицензии ведущих производителей. Кривенко не говорит, сколько платит им, но обычно роялти составляют 2-12%.

Пресс-формы для изготовления деталей, из которых нужно собирать модель, используют собственные — они в разы дешевле покупных. Все станки немецкие. Сырье для изготовления моделей «Звезда» покупает у немецкой BASF — качество отечественной предпринимателя не устраивает. Упаковку для моделей из шведского картона до кризиса делали в Белоруссии, но сейчас Кривенко нашел производителей в России. За счет сокращения расходов ему удалось создать бюджетный аналог популярной настольной игры «Эпоха битв» — себестоимость снизилась на 40%. А вот самую расходную свою статью — зарплаты сотрудникам — он не сокращал и ни одного из 200 человек не уволил: новых специалистов потом пришлось бы долго готовить.

 

По данным исследовательской компании «Комкон», 40% опрошенных россиян отмечают, что стали экономить на игрушках. Но Кривенко спокоен, как танк, который выпускает «Звезда». За первое полугодие 2009 года рублевая выручка фирмы выросла на 37%. А валютная выручка перекрывает кредиты — экспорт с начала года вырос на 18%.

На западе продукция «Звезды» появилась в 1990-х годах — Кривенко договорился о сотрудничестве с итальянской компанией Italeri, которая была заинтересована в продвижении своих игрушек в России. Сотрудничество продолжается до сих пор. «У «Звезды» очень удачная продукция: особенной популярностью пользуются самолеты, корабли, подводные лодки и большой выбор солдатиков», — рассказывает Лука Чиверри, директор по производству компании Italeri.

В США «Звезда» продает своих игрушек примерно на $2 млн. Тягаться с лидером американского рынка, компанией Revell с годовым оборотом в $85 млн, Кривенко не может. Но американцы охотно приобретают популярные модели россиян (например, вертолет Ми-8) и продают под своей маркой. Логотип «Звезды» на коробках отсутствует, но для предпринимателя это единственный шанс присутствия в американских торговых сетях. По иронии судьбы, изделия «Звезды» под маркой Revell попадают и в российские магазины.

 

Но Кривенко утер нос партнеру-конкуренту. Он долго добивался от компании Boeing лицензии на производство модели «Боинг-787 Dreamliner». Авиационный гигант предложил начать с более старой модели «Боинг-767-300». «После чего нам дали лицензию без вопросов», — говорит Кривенко. Недавно авторитетный американский журнала Fine Scale Modeler, популярный среди коллекционеров-любителей, по достоинству оценил работу «Звезды», назвав ее «прекрасной». В ноябре компания планирует запустить сборную модель нового американского авиалайнера в серию.

Некоторые модели самолетов «Звезды» сейчас на 50% дешевле своих зарубежных конкурентов. Кривенко старается конкурировать с иностранцами и за счет быстрого обновления ассортимента — за девять месяцев этого года «Звезда» выпустила 30 новых моделей миниатюрной техники. Времени на хобби, сборку моделей, у Кривенко почти не остается: «Я начал собирать наш грузовик, но времени нет. Пока собрал только наполовину», — вздыхает предприниматель.

    Рассылка Forbes
    Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

    Мы в соцсетях:

    Мобильное приложение Forbes Russia на Android

    На сайте работает синтез речи

    иконка маруси

    Рассылка:

    Наименование издания: forbes.ru

    Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

    Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

    Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

    Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

    На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

    Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
    AO «АС Рус Медиа» · 2024
    16+