Название компании представляет в наше время реальную ценность. Всемирно известные бренды вроде Coca-Cola или Microsoft оцениваются в десятки миллиардов долларов (см. рейтинг российских брендов Forbes). Но даже для небольшой компании название, логотип и доменное имя очень важны, так как позволяют клиентам идентифицировать ее среди сотен других. Именно поэтому популярные или даже потенциально популярные бренды часто становятся мишенью для пиратов и киберсквоттеров. Как от них защититься?
Процесс оформления товарного знака состоит из его разработки и регистрации в Роспатенте. Многие предприниматели ограничиваются разработкой логотипа. При этом часто в его продвижение вкладываются немалые суммы. Использование такого логотипа допускается законодательством. Но есть скрытые угрозы, которые при таком подходе могут серьезно осложнить, а в некоторых случаях даже парализовать работу фирмы. К примеру, конкуренты могут зарегистрировать этот логотип как свой и потребовать прекратить производство продукции с незаконным его использованием. Существует немало компаний, которые живут исключительно на доходы от лицензионных договоров с организациями, вовремя не озаботившимися регистрацией своего логотипа в качестве товарного знака.
Примерно так же обстоят дела с доменными именами. С 12 июня по 16 сентября 2010 года в России проходит очередной этап регистрации доменных имен в зоне «.рф». В это время происходит резервирование доменных имен второго уровня в зоне «.рф» для обладателей исключительных прав на товарные знаки любого вида в том случае, если они представляют собой явно и однозначно читаемое слово, словосочетание или сочетание букв. Пока с кириллическим адресом работают лишь «президент.рф», «правительство.рф» и еще несколько сайтов. Но не за горами время, когда в адресной строке браузера мы будем часто вбивать адреса русскими буквами.
Радуясь введению кириллицы, нельзя забывать об опасности потерять свой домен-бренд из-за деятельности «перехватчиков».
Доменное имя в зоне «.ru» или «.org» обычно стоит 400-600 рублей в год. Зона «.рф» немного дороже. Но реальная стоимость доменного имени, особенно совпадающего с именем известного бренда, гораздо выше. И это привлекает к ним внимание киберсквоттеров, которые заранее приобретают доменные имена, схожие с написанием товарных знаков или компаний, для дальнейшей перепродажи за гораздо большую сумму.
Сейчас существует целый рынок, на котором домены продаются не только конечному потребителю (владельцу сайта или компании, которая придумала это имя), но и другим киберсквоттерам. Это, по сути, настоящая биржа. Идет постоянный мониторинг запросов и громких новостей в поисковых системах с целью выявления тенденций для покупки в будущем потенциально популярного домена. Кроме того, киберсквоттеры отслеживают активность зарубежных брендов, которые могут прийти в Россию.
Существует также тайпсквоттинг — регистрация домена с расчетом на ошибку в написании названия фирмы. Предположим, у вас есть сайт «суперагентство.рф». Тайпсквоттеры зарегистрируют сайт с именем «суперагенство.рф» (с ошибкой), рассчитывая на то, что часть пользователей, желающих зайти к вам на сайт, «промахнутся», набрав в строке браузера название с неверной орфографией. Если этот домен был продан конкурентам, вы рискуете потерять потенциального клиента. Кроме того, конкуренты могут использовать схожий домен, чтоб опорочить вас в глазах неразборчивого пользователя.
Как же защитить свой логотип и доменное имя от посягательств?
Договор с дизайнером
При разработке логотипа заключите договор со студией или дизайнером, в котором предусмотрите возможность его изменения (доработки), если он будет схож до степени смешения с уже зарегистрированными логотипами.
Регистрация
Зарегистрируйте логотип как товарный знак в уполномоченном государственном органе. Целесообразно доверить эту процедуру патентному поверенному — специально уполномоченному лицу, которое осуществляет по поручению клиентов ведение дел с Роспатентом. Лучше сделать это еще на этапе создания логотипа, чтобы иметь возможность проверить предлагаемые дизайнером эскизы логотипа на патентную чистоту по базам международных и российских товарных знаков. А также чтоб как можно раньше застраховаться от действий фирм-«перехватчиков».
Правильное имя
Желательно выбирать такое имя сайта, которое трудно перепутать с каким-либо другим, даже если вы диктуете его по телефону. Избегайте сложносоставных слов, содержащих тире. Если же этого сделать не удалось, то по возможности надо скупить те домены, на которые ваши посетители могут зайти по ошибке, чтобы иметь возможность переадресовать их на ваш основной сайт.
Пролонгация контракта
Всегда продлевайте контракт с регистратором домена за два месяца до окончания действия договора.
Пароль
Для административного входа на сайт всегда придумывайте пароль длиной более восьми символов, среди которых будут как буквы (прописные и строчные), так и цифры. Желательно, чтобы они в своем сочетании не составляли никакого слова или не напоминали известной аббревиатуры. Это значительно осложнит взлом вашей учетной записи.
Оперативность
Зарегистрируйте доменное имя как можно раньше, даже если вы планируете использовать его только через некоторое время. Скорее всего, за самые привлекательные имена будет идти серьезная борьба, поскольку будет много желающих иметь для своей компании более простой, емкий и запоминающийся домен.
Российский закон защищает владельцев товарных знаков через приоритетное право на регистрацию доменного имени в зоне «.рф». Но киберсквоттеры уже попытались обойти это правило, зарегистрировав в авральном порядке множество сомнительных брендов и фирм с распространенными названиями. Из-за этого пришлось экстренно изменять правила регистрации доменов (что, впрочем, не полностью решило проблему). Поэтому если вы владелец товарного знака и желаете выбрать схожее доменное имя для сайта своей компании, то необходимо подать заявку до 16 сентября. После придется иметь дело с киберсквоттерами, которые купят это имя «за три копейки», а вам будут продавать минимум за $1000.
Правда, есть надежда отобрать домен уже у самих киберсквоттеров. По Гражданскому кодексу (п. 3, ст. 1484) это возможно, но пока судебная практика не часто радует владельцев товарных знаков. Тем более что материальные затраты на судебный процесс иной раз оказываются сопоставимы со стоимостью домена.
Автор — юрист компании «Налоговик»