К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Дать порулить: как сильному родителю вырастить сильного ребенка

Фото Win McNamee / Getty Images
Фото Win McNamee / Getty Images
Как не переносить свой собственный опыт в бизнесе и профессиональные качества на отношения с детьми

Сыновья и дочери взрослеют независимо от желания родителей. Зачастую те стремятся оградить детей от опасностей внешнего мира и в то же время ожидают от них самостоятельности, зрелости и ответственности. Как успешным родителям вырастить такого же сильного, самостоятельного и ответственного преемника?

Родители, о которых идет речь, — предприниматели и управленцы от 40 лет и старше, которые более или менее успешны и состоятельны, некоторые – богаты или очень богаты. Последние 20 лет они живут в «эпоху перемен», которая и позволила им состояться. Как родителям, сформированным жесткими внешними условиями, не переносить свой собственный опыт и профессиональные качества на отношения с детьми? Оговоримся сразу: речь не идет о вопросах возрастной педагогики и психологии. На основе опыта проведения образовательной программы «Академия преемников» Центра управления благосостоянием и филантропии Московской школы управления СКОЛКОВО мы выделили пять вопросов, ответы на которые могут оказать существенное влияние на способность молодого поколения менять среду под собственные жизненные задачи, нести ответственность за свои действия и решения.

Мы разговариваем о важном?

Успешные  российские бизнесмены, согласно социологическим исследованиям, редко обсуждают внутри семьи вопросы, связанные с владением и (или) управлением бизнесом. Причин много, но особенно часто звучат такие аргументы, как желание обезопасить семью от “излишней” информации, юность и неопытность молодых членов семьи, незаинтересованность молодого поколения в вопросах управления бизнесом. Можно также предположить, что родители не готовы рисковать авторитетом и казаться детям сомневающимися или не уверенными в своей правоте.

 

quote_block node/206412Можно предположить, что исключение из семейного диалога вопросов бизнеса (то, что мы сейчас наблюдаем в России) лишает молодое поколение части представлений о реальном мире. Значительное количество детей из российских предпринимательских семей обучаются и проживают в Великобритании. Отпрыск, отправленный учиться за границу, постепенно обрывает и эмоциональную, и содержательную связь с семьей – ее почти невозможно удерживать по Skype или по телефону. Общение с родителями быстро сводится к разговору о вещах, далеких от бизнеса.

Как правило, в итоге ребенок ассимилируется в западное общество или местную русскую общину и не стремится возвращаться в Россию и, тем более, постепенно брать на себя ответственность за бизнес, который он не понимает, не знает и, скорее всего, не стремится узнать.

 

Нужна ли неудача, чтобы понять границы риска?

Независимо от того, учится отпрыск в России или за границей, сделать ошибку в реальной жизни, находясь при этом в учебном процессе, затруднительно. Сложно будет понять и степень ответственности за результаты выбранного решения. Помимо диалога важно и предоставленное родителями право на ошибку, право получить признание по заслугам и неудачам.

Те немногие известные примеры, в которых дети смогли справиться с возложенной на них ответственностью, сложно в целом назвать обнадеживающими. Довольно распространена история российского предпринимателя, отдавшего сыну в управление один из бизнесов своего холдинга, в результате чего через несколько лет с многомиллионными тратами эта компания попала под управление не менее крупного и известного банка.

Другая история: отец решил дать 21-летнему сыну и 25-летней дочери по $1 млн для инвестирования. Он был готов потерять эти деньги, но надеялся, что опыт станет для детей хорошим уроком. Дети могли самостоятельно принимать решения либо использовать помощь персональных финансовых консультантов. Итог шести месяцев: сын сделал ряд самостоятельных инвестиций и потерял большую часть суммы. Дочь же, напротив, не потратила ни доллара, регулярно обращалась за советами к финансовым консультантам, но за полгода так и не смогла принять ни одного решения.

 

Родитель или профессиональный ментор?

При вхождении в семейный бизнес на значимую должность важную роль играет системная поддержка родителей и одного или нескольких профессионалов, которые могли бы сопровождать процесс «погружения». Их задача — с помощью вопросов, экспертных комментариев, совместного разбора документов, ситуаций и управленческих решений сделать процесс максимально осмысленным и интенсивным. Даже если сын или дочь предпочли карьеру вне семейного бизнеса, это не освобождает их от ответственности перед членами семьи и последующими поколениями за сохранение и приумножение семейного благосостояния. В этом случае задача должна была бы сводиться к необходимости знакомства с механизмами владения, управления и защиты разных видов благосостояния, даже если речь идет о квартире в родном городе, даче у моря, коллекции предметов искусства или банковском депозите.

Могут ли родители сами быть ментором своего ребенка? Вполне возможно, что да. Но не стоит забывать, что они не всегда готовы терпеливо объяснять очевидные для себя вопросы. Кроме того, успешный взрослый не всегда способен провести границу между собственным личным опытом, достижениями и возможностями, которые открывались в 1990-е, и опытом и достижениями собственных детей, приходя к сравнительным выводам не в пользу последних.

Мы регулярно спрашиваем у представителей сферы управления частным благосостоянием, знакомы ли им случаи успешной преемственности в новой истории России. Как правило, примеры не самые удачные и зачастую связаны с внезапной кончиной родителя. В такой ситуации очень многое зависит от порядочности бизнес-партнеров, осведомленности детей о структуре семейного благосостояния, а также от их зрелости и такого непредсказуемого фактора, как удача.

quote_block node/309093Таким образом, в ряде семейных ситуаций привлечение внешних по отношению к семье экспертов было бы целесообразно, что широко используется в мире. Это предусматривает включение в диалог как несколько поколений семьи, так и топ-менеджмент самого бизнеса. Возможно, в ближайшие годы мы увидим возрастающее число профессиональных российских менторов или консультантов, которые смогут сопровождать предпринимательские семьи в процессе обеспечения преемственности поколений.

Нам знаком пример, когда представителя второго поколения предпринимательской семьи пытались включить в семейный бизнес именно с помощью наставника. Владелец крупного завода на Урале после окончания сыном вуза в Москве принял решение о его возвращении домой. Сын не был готов к такому решению, вел достаточно праздный образ жизни и не разделял намерение отца назначить его на управленческую должность, однако подчинился. Для адаптации молодого человека был нанят профессиональный управляющий схожего возраста, который мог бы стать и наставником, и, возможно, приятелем. Но история все же получилась не такой позитивной, как бы всем хотелось. Спустя три месяца сын собрал вещи и поставил семью перед фактом, что возвращается в Москву. В целом, несмотря на неудачную попытку, надо признать, что попытка отца включить сына в работу управляющей компании была достаточно нетривиальной.

 

Быть назначенным или стать профессионалом?

Большинство представителей младшего поколения семей большую часть жизни учились в российских школах и вузах, в которых крайне негативно относятся к возможности ставить под сомнения слова преподавателя. Прожив в такой системе достаточно долго, молодые люди попадают в ситуацию, в которой необходимо налаживать и поддерживать рабочие отношения с экспертами, потратившими много сил и времени для достижения текущего профессионального уровня. Часто те воспринимают молодых отпрысков крайне скептично.

Перед молодым поколением возникает сразу несколько задач. Во-первых, необходимо выработать навык общения, в котором возможно не только быстрое освоение новых практических областей (в западной литературе такой навык называют learning agility), но и обоснованно отстаивать собственную точку зрения. Во-вторых, необходимо уметь задавать вопросы профессионалам. Кроме того, необходимо уметь быстро осваивать значительные массивы данных, читать объемные документы, структурировать и выделять значимые факты, что в наше время клипового мышления совершенно нетривиальная задача. И, конечно, не последнюю роль сыграет способность критически рассматривать любое утверждение, не ориентируясь на статус и возраст собеседника. В итоге способность перейти от формального «занимания места» к полноценному вхождению в управленческую ситуацию не может не оказать существенного влияния на профессиональные амбиции и самооценку молодого человека или девушки.

Наши представления о счастье и качестве жизни в том числе реализуются и через профессиональную траекторию. И это пересечение нескольких векторов: родительские интересы, амбиции детей, а также их зрелость, способность и готовности стать управленцами и многое другое. Чтобы этот пазл сложился, необходимо соприкосновение желаний и видения родителей и устремлений и талантов ребенка.

Вот один из примеров. Одна из дочерей известного бизнесмена решила построить карьеру в крупном западном банке. С 20-летнего возраста она прошла путь с низовой позиции, постепенно продвигаясь по карьерной лестнице, и дослужилась до регионального директора по развитию, проявив себя как достойный менеджер.

 

Но что делать, если наследник успешного предпринимателя большее склонен к творческой деятельности? Результаты наших опросов свидетельствуют, что, как правило, он или она понимает свою ответственность перед семьей, но крайне редко разговаривает на эти темы с родителями, а последние не готовы давить на любимого ребенка. В данной ситуации простого решения нет. В идеале открытый и уважительный разговор может стать основой внутрисемейного взаимопонимания, чтобы совместно с ребенком искать пути построения его карьеры и его будущего в контексте будущего семьи.

Нужно ли «сглаживать углы»?

Есть еще одна ситуация, в которой рано или поздно оказываются дети успешных и состоявшихся в профессиональном отношении родителей: большинство коллег, подчиненных или партнеров, которые работают с подобными мамой или папой, склонны воспринимать их чад через призму финансовых достижений и социального успеха родителей и не всегда готовы открыто комментировать реальные достижения и неудачи детей. При этом сами родители не всегда имеют возможность понять, чего достиг и что действительно умеет их отпрыск, и найти нужные слова, чтобы поговорить с ним об этом. Уважительная, но открытая и честная обратная связь в сочетании с возможностью действовать и необходимостью нести ответственность за результаты собственных действий, предотвратит появление искаженной самооценки, создаст предпосылки для формирования ответственного и зрелого профессионала.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+