Нехватка ликвидности стала лучшим агитатором в пользу электронного документооборота. Компании «Нестле Россия», например, обменивается электронными документами со своими поставщиками, дистрибьюторами и торговыми сетями. Один комплект документов теперь обходится в 26 рублей вместо 158 рублей. Но главным выигрышем ЭДО в «Нестле» считают скорость погашения дебиторской задолженности. Прежде, в «бумажную эпоху», контрагенты «Нестле» задерживали оплату примерно в 47% случаев.
Рынок этот растет, только через системы «СКБ Контур» в первом квартале 2015 года прошло 24,4 млн электронных сообщений. Но полному торжеству безбумажных технологий иной раз может помешать… собственная информсистема компании — мощная, дорогая и любовно подогнанная «под себя». Вдруг выясняется, что она не способна выполнить те или иные ставшие востребованными функции. Это открывает российским разработчикам новые возможности — компании, которые готовы перейти на ЭДО, но не хотят тратить время на сложные согласования и деньги на доработки тяжелых информационных систем, готовы заказывать отечественным IT-фирмам переходные решения. Иногда их называют «заплатками».
«Заплатки» позволят не только сэкономить в среднем от 2 млн до 10 млн рублей, но способны придать бизнесу иное качество в принципе.
Чего хотят пользователи? Закрыть весь бизнес-процесс, например от заказа до поставки, в привычной учетной системе. И обменяться юридически значимыми документами через хорошо знакомый интерфейс, желательно, нажав пару кнопок. Поэтому разработчики встраивают системы ЭДО в ERP-компаний разными способами. Для стандартных конфигураций популярных учетных систем и архивов — 1С, SAP, Oracle, MS Dinamics — существуют готовые интеграционные модули (коннекторы). К примеру, IT-служба компании Rehau самостоятельно подстроила свой SAP под работу с системой «Диадок», переход на ЭДО занял буквально месяц вместо обычных пяти-шести. Адаптация интеграционного модуля в ООО «Русфинанс», которое кредитует 51 дилерский центр Mazda, заняла две недели; расходы на документооборот сократились в 12 раз.
У одного из крупнейших фармдистрибьюторов, компании «Катрен», 28 филиалов, 42 000 точек доставки в 82 регионах России и примерно 21 млн документов в год. В «Катрен» применяются самописные информсистемы. В таких случаях интеграция ведется напрямую через программный интерфейс (API). Проще говоря, разработчик как бы выворачивает систему ЭДО наизнанку, открывает ее нити — программные коды, и с этими «нитями» программисты пользователя «сшивают» «нити» своих учетных систем.
В «Катрен» практически сразу только издержки на печать снизились в 8 раз.
По сути, сотрудникам остается только отследить документы, не подписанные покупателями, и напомнить им о сроках. Экономится до 80% рабочего времени. Разрешив «бумажную» проблему, компания успешно развивает интернет-проект Apteka.ru, для которого характерны частые мелкие поставки.
Сложнее, когда политика безопасности компании ограничивает возможность изменений в учетных системах. Вдобавок корпоративная ERP может быть развернута на серверах вне пределов России, как, например, в ООО «Шелл Нефть» (группа Shell). Когда там решили отказаться от бумажных документов при реализации масел дистрибьюторам, никто не решался прогнозировать ни сроки, ни успех согласования доработок SAP.
Разработчики СКБ «Контур» предложили «Шелл» автоматический менеджер рассылок (АМР). По сути, пошли в обход, без вторжения в информсистему. Сотрудник компании в течение дня собирает в отдельную папку все документы, вечером АМР извлекает их, переводит в нужный формат и отправляет контрагентам (ориентирами служат ИНН и КПП компаний). Скорость документооборота выросла на 75%, и документ теперь попадает контрагенту через 5 секунд вместо прежних 3-4 дней.
В «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» «мостиком» между самописным ПО компании и системой ЭДО служит программа 1С. В дилерской сети «Ниссана» более 200 центров, но теперь цикл прохождения документов завершается за сутки, и только на их доставке компания экономит почти 8 млн рублей в год.
Лизинговые, факторинговые компании и банки часто оказывают услуги через собственные онлайн-системы. Системы ЭДО в таких случаях брендируются под фирменный стиль финансовой структуры. Клиенту безразлично, чья именно программа включилась в работу с ним – переход одной в другую для него совершенно не заметен.
Так, в «Лайф. док» обмениваются накладными и счетами-фактурами клиенты факторинговой компании «Лайф». Буквально одним кликом документы уходят фактору. Риски оспаривания сделок сведены к нулю. Доступ к экспресс-финансированию заметно упростился. Заодно сняты и географические ограничения, что позволяет фактору расширять пул лояльных клиентов.
Чтобы не отвлекать из оборота значительные средства, участники торгов по госзаказу используют банковские гарантии. Оформить их непросто из-за крайне сжатых сроков и ограниченного круга банков-гарантов. К тому же условия региональных банков часто менее выгодны, чем у центральных, но до последних еще надо добраться.
В итоге гарантия часто уплывает, а вместе с ней и госконтракт, один из важных источников дохода малого и среднего бизнеса.
Сделать банковские гарантии доступными даже для небольшой региональной компании удалось «Солид Банку». В его системе «Теледок» клиенты теперь получают гарантии «на удаленке», не покидая рабочего места. Документы попадают в банк в среднем за 7 секунд. А сколько времени этот процесс занимает у вас?