«Суточно.ру» придуман в начале двухтысячных. Сайты посуточной аренды только начинали появляться в Рунете. Поэтому нам приходилось все делать вслепую, по наитию. Это повлекло за собой ряд ошибок, которых мы могли бы избежать. Например, мы недооценили важность разработки мобильных приложений и до сих пор пожинаем плоды этого упущения: более 30% трафика теряется из-за некорректной работы сайта на мобильных устройствах.
Мы много внимания обращали на мелкие нюансы, которые нам казались важными, и теряли время. Это ошибка в условиях быстрорастущего и развивающегося рынка. Но, пожалуй, одной из самых серьезных ошибок было нежелание использовать чужой опыт. Некоторые вещи можно было изучить и скопировать, не тратя времени и сил на собственную разработку. Впрочем, многих ошибок нам удалось избежать. О них и пойдет речь.
Пренебрежение простой работой
На заре формирования службы поддержки нам позвонила клиент из Ярославля. «Суточно.ру» оказался одним из первых сайтов, где она пыталась разместить свои предложения по аренде квартир. Мы проговорили несколько часов. Я рассказала, что такое браузер и как его настроить, какие фотографии лучше выбирать для публикаций, как написать приветствие. Она задавала массу вопросов. Для нас это был бесценный опыт: после разговора еще с несколькими новичками мы создали раздел «Вопросы — ответы», дополнили инструкции для специалистов поддержки, сделали сайт более понятным для тех, кто раньше никогда не размещал рекламу в интернете.
Работа на телефоне не только путь к буддизму. Это хороший способ понять, где у вас дыры. Руководитель не должен заниматься рутиной и работой ниже своей квалификации — его время слишком дорого стоит. Но есть процессы, знанием которых пренебречь нельзя.
Большая команда на старте
Несколько лет назад, когда в нашей команде было всего семь сотрудников, я встретилась с руководителем компании-конкурента. Встреча была в «Мариотте», поскольку неподалеку находился их офис – 250 кв. м и почти три десятка сотрудников. Мне тогда вспомнился анекдот про японца, которому директор завода со штатом 100 человек соврал, что у него работает всего 10, — не хотел ударить лицом в грязь перед собеседником, у которого только 9 человек на таком же предприятии. Японец не спал всю ночь, а утром поинтересовался: а что же делает тот десятый, лишний? Наш конкурент просуществовал еще четыре месяца, потом мы его поглотили.
Прием звонков и погружение во все работы на сайте помогали мне и моему партнеру Юрию Кузнецову понять, каких специалистов нужно нанимать дополнительно, что требовать, как обучать. Не стоит собирать команду, если не знаешь, что с ней делать.
Любовь к деньгам, а не к продукту
Первый год мы предоставляли услуги бесплатно. Это выводило из себя конкурентов и удивляло пользователей. Все ждали подвоха. Но подвоха не было. Мы дали себе возможность не испытывать финансовое и психологическое давление со стороны инвесторов и пользователей. У нас было время спокойно и вдумчиво отладить все этапы, которые проходил пользователь до момента оплаты услуг и наладить доверительные отношения с арендодателями. В результате на окупаемость мы вышли через полгода после запуска монетизации, а еще через год полностью вернули вложения.
Метания
Мы регулярно получаем письма от арендодателей, туристов, партнеров и конкурентов с просьбами и предложениями. Обдумываем и … часто делаем по-своему. Критический взгляд на предложения позволяет сохранять стабильность. Я часто вижу, как сайты меняются, отказываются от своей политики в угоду пользователям, инвесторам, внешним обстоятельствам. Иногда это оказывается полезным, но в большинстве случаев, болтаясь из стороны в сторону, как поплавок на волнах, люди тратят впустую много сил, денег и времени.
Быть как все
Сидя на огромной террасе с видом на город в день трехлетия компании, все смотрели друг на друга и удивлялись тому, какие мы разные: программисты-интроверты, мизантропы-авторы, дизайнеры-экстраверты, болтуны и шутники. Есть также ироничные циники - специалисты службы поддержки. Первое время главный программист Михаил отвечал на мои вопросы, заданные ему голосом, исключительно в «аське». Ему просто так было удобно. Меня это удивляло, но я понимала, что он отлично программирует и делает важные вещи, значит, придется играть по его правилам и смириться с тем, что он другой. Наш дизайнер Александр – балагур и любитель шумных застолий – ни разу не пришел на работу вовремя, несмотря на все попытки его вразумить. В другой компании он был бы давно уволен за такие вольности, но мы решили, что хороший дизайн дороже условностей.
Нельзя собирать одношерстную команду. Возможно, такой подход поможет более качественному взаимодействию между сотрудниками, но разве из серой массы получаются гении? Нам часто предвещали крах. Говорили, что мы непубличные «молчуны», что нам надо чаще «мелькать», что мы неправильно монетизируемся, что сайты-гиганты нас поглотят, так как у них есть многомиллионные инвестиции, а у нас нет, иронизировали над тем, что мы не ищем финансовой поддержки. Мы оставались собой и продолжаем делать то, что считаем важным. Оптимизм, вера в себя и свое дело – лучшие лекарства от плохих прогнозов.