К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

6 причин не инвестировать в стартап

Фото Diomedia
Фото Diomedia
Сооснователь венчурного фонда TMT Investments Герман Каплун о «химии» между предпринимателем и инвестором

Россия выпала из топ-25 самых привлекательных стран для инвестиций. Для стартапов это означает, что деньги можно будет привлечь, только увеличив трудозатраты, аудиторию, выручку и темпы роста. А инвесторы будут еще более разборчивыми и требовательными к цене и условиям инвестирования, во всяком случае пока. Перед вами — шесть случаев, когда стартап имеет очень мало шансов заслужить расположение инвестора.

Низкая доля менеджмента

Если команде стартапа принадлежит меньше 20% бизнеса, то в случае неприятностей она легко найдет альтернативную работу, понеся небольшие экономические потери. Инвестор потеряет гораздо больше. Идеальная ситуация: стоимость доли менеджмента в 2-3 раза превышает его годовую зарплату.

Несколько лет назад почти одновременно у нас возникли проблемы с двумя стартапами. Оба проекта имели продукт и аудиторию, но не получали доходов, а у основателей заканчивались деньги. Лидер первого, более перспективного проекта, владелец небольшой доли, сразу объявил, что пора банкротить компанию и ушел в другой бизнес. Основатели второго проекта с совокупной долей 60% «поджали» штат, полгода сами работали без зарплаты, но получили пару крупных контрактов и привлекли инвестиции.

 

Непрофессиональные инвесторы у руля

Проблема №1 для сайтов и мобильных приложений. Всем кажется, что если они видят, каким должен быть результат, следят за конкурентами, то точно знают, как заставить проект работать.

Но в  интернете нет примеров, когда люди не из профильной отрасли приходили в действующий проект, приводили «свой» менеджмент и добивались успеха.

 

MySpace с Рупертом Мердоком лучшее подтверждение тому. Вспомним также историю «Рамблера». Какие только акционеры ни приходили в компанию: «Русские фонды», Юрий Лопатинский, «ПрофМедиа». А «Рамблер» до сих пор существует в основном за счет рывка, который сделали основатели.

Не нравится команда

Любить команду инвестору не нужно, но если «химия» разная, то будет очень тяжело. Доверяйте своим инстинктам. Ощущения не менее важны, чем математика. В противном случае вам станет неприятен сам проект, или вы перестанете доверять его основателям.

Отсутствует динамика

У начинающих проектов это появление первых пользователей, скорость разработки проекта, реакция на жалобы клиентов, стиль общения с инвесторами. Если вам проект «продают» активно и толково, также будет и с другими инвесторами. Если в течение полугода наблюдается какая-либо положительная динамика, вероятность ее продолжения после ваших инвестиций — 95%. Наш проект Depositphotos весной 2011 года имел выручку всего $30 000 в месяц, но она постоянно росла. Сейчас этот показатель превышает $1 млн и также продолжает увеличиваться.

 

Дешево не значит интересно

Для многих инвесторов цена важнее качества и перспектив проекта. Многие думают, что вероятность роста дешевого проекта хотя бы вдвое уже велика или, по крайней мере, один из десяти таких проектов выстрелит, а его рост перекроет убытки остальных. Гораздо важнее понять, как сильно может вырасти проект и только потом смотреть цену.

97% ранних стартапов вообще не выживают, поэтому дешевизна не причина для инвестиций. Инвестируя, вы покупаете не стоимость, а будущий рост.

Если компания растет, обладает перспективным продуктом, а вам предлагают инвестировать при небольшой оценке, стоит тщательно проверить проект. Может быть, менеджмент в него не верит, есть какие-то подводные камни или люди просто хотят получать высокую зарплату.

Один из самых известных примеров обманчивой дешевизны — bebo.com. Этого конкурента Facebook в 2008 году приобрела AOL, исходя из оценки $850 млн, а через два года продала всего за $10 млн. Покупателю казалось, что хотя бы треть былой цены вернуть очень легко. Однако никаких свежих идей новые владельцы предложить не смогли, а аудитория продолжала переходить на более популярные сервисы. В мае 2013-го компания объявила о банкротстве, а через месяц создатели Майкл и Хочи Берч выкупили ее за $1 млн.

Что делать, если другие инвесторы «выходят»?

Как реагировать, когда другие инвесторы продают доли? «Мелкие» инвесторы могут ориентироваться на крупных. Им по карману качественный анализ, они лучше чувствуют тренды. Но оптимально следовать своей стратегии.

 

Если вы вошли в проект только потому, что это сделали другие — выходите. Если изначально действовали самостоятельно, не копируйте других.

Вообще производить «внутреннюю» переоценку своих вложений нужно хотя бы раз в год. Тем не менее, понять причины ухода других стоит: инвесторы не верят в проект, есть лучший объект для вложений или им просто нужны деньги.

У нас в портфеле была компания PeekYou. Два года назад мы вышли из нее практически в ноль, так как видели много объектов с большим потенциалом и вложились в Wrike, которая с тех пор выросла в четыре раза. Другие инвесторы остались и заработали около 50%.

Инвестируя в компанию, вы должны понимать, кто может в перспективе ее купить. Ведь до IPO дойдут очень немногие. Например, производитель 3d-принтеров интересен прямым конкурентам, производителям обычных принтеров и сопутствующему бизнесу, в частности, торговым сетям, то есть потенциально — Apple, CANON, HP, Epson, Amazon и BestBuy. Выясните, покупают ли такие компании вообще кого-либо и сравнимы ли суммы сделок с желаемой. Если нет, то и инвестировать смысла нет, если только не рассчитывать на дивиденды.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+