В московском офисе компании Yota есть особые переговорные. Первая оформлена в стиле хай-тек: бело-серо-стальная цветовая гамма, функциональная обстановка. Другая выглядит как молодежная комната в современной квартире: яркие краски, мягкие диваны, стеллажи с книжками и забавными вещами. Вместе они призваны отражать основные ценности Yota — технологичность и позитивные эмоции.
Yota появилась на рынке услуг беспроводного доступа в интернет в сентябре 2008 года — сперва в тестовой эксплуатации, на следующий год — в розничной продаже. Сейчас у нее свыше 700 000 абонентов. Это вдвое меньше, чем у «Билайна», продающего модемы для доступа в интернет с лета 2008 года. Зато средняя выручка на одного пользователя у Yota вдвое больше. У стандарта WiMAX, который в России первой начала развивать Yota, есть некоторые преимущества перед 3G сотовых операторов. Но пользователям, замечает гендиректор компании Денис Свердлов, все равно, как называется технология. К тому же любая технология рано или поздно копируется. Он считает, что делать ставку нужно не на «что», а на «как» — каким образом бренд запускать, поддерживать, развивать. В этой области больше отличий, которые сложно повторить. И ему кажется, что Yota такие отличия нашла.
Новая технология
В конце 2006 года Свердлову, совладельцу питерской компании «Корус Консалтинг», позвонил давний друг — предприниматель Сергей Адоньев. «Сергей узнал, что рынок мобильного доступа в интернет ожидают глобальные перемены. И уже есть коммерчески готовая технология WiMAX. Пока никто в России не заинтересовался широкополосным доступом, надо выходить на этот рынок», — вспоминает Свердлов. По просьбе Адоньева он составил бизнес-план. Для его реализации Адоньев создал фонд Telconet Capital. Руководить проектом он предложил Свердлову.
«Большая тройка» сотовых операторов в то время как раз готовилась запускать мобильный доступ в интернет на основе стандарта 3G. Telconet Capital купил компанию, владевшую правами на нужные радиочастоты, и развернул строительство сети передатчиков в Москве и Санкт-Петербурге.
Удачное название
Придумать бренд оказалось не так просто. Все, что предлагали брендинговые агентства, Адоньеву и Свердлову казалось неярким и стандартным. Однажды будущий гендиректор получил от Адоньева SMS: «Что если «Йота»?» (как выяснил Forbes, у Сергея Адоньева было ООО «Йота», до 2006 года владевшее 50% акций ЗАО «Леском» — крупного производителя пиломатериалов).
«Я сразу понял: вот оно! — рассказывает Свердлов. — Простое, музыкально звучащее слово, означающее одно и то же на всех языках — нечто малое, но важное». Логотип для бренда придумали в небольшом лондонском агентстве 300million, подключившемся к тендеру. По словам Свердлова, за работу оно взяло несколько десятков тысяч долларов. Предложенный англичанами рисунок человечка, стоящего на голове, воплощал базовые слагаемые бренда — оригинальность, радость, свободу действий. Когда в 2009 году Yota начала кампанию в интернете, сюжет одного из роликов был такой: на белом фоне след в след появлялись разноцветные слова: «свобода», «мобильность», «скорость», «удобство», «простота», «интернет», «Yota».
Привлечение внимания
От телерекламы в Yota отказались: дорого, и аудитория бренда наверняка не смотрит телевизор. Вместо этого компания провела интернет-конкурс с награждением победителей фирменными модемами. Акция, в ходе которой было роздано 2000 модемов, обошлась в 4 млн рублей. Так Yota подготовила общественное мнение. В апреле 2009 года она начала продавать услуги связи корпоративным клиентам, в июне — частным лицам. На улицах Москвы и Санкт-Петербурга появились рекламные щиты: «Привет, я Yota», «Я уже здесь», «Жду тебя дома».
По словам Дениса Свердлова, старт был очень успешным — за пять месяцев коммерческой эксплуатации к Yota подключилось более 100 000 пользователей, и компания вышла на операционную прибыль. «Yota первой в Москве предложила качественный мобильный интернет, и мне также очень понравились ее маркетинговые ходы, — говорит Максим Ноготков, президент группы компаний «Связной». — Я сразу отказался от домашнего кабельного провайдера и начал использовать модем Yota в своем ноутбуке».
В 2009 году сеть для Yota была построена в Уфе, Краснодаре и Сочи. Госкорпорация «Ростехнологии» приобрела 25% акций Yota Holding. Вложения в инфраструктуру Yota к концу 2010 года составили $500 млн, тогда как затраты на маркетинг за два года немногим превысили $20 млн. В 2010 году «Скартел» получила около $140 млн выручки.
В планах Свердлова — создание сетей в 20–25 российских городах. Yota пытается освоить еще один новый стандарт связи — LTE. Но, подчеркивает ее гендиректор, это всего лишь инструмент для достижения главной цели. «Мы хотим, чтобы наш бренд ассоциировался с беспроводной связью так же, как Xerox — с копированием», — говорит он. Получится ли? В кабинете Дениса Сверлова уже стоит приз Yota от российского Google как «самому запрашиваемому бренду 2009 года».