Как обычный велоремонтник стал подрядчиком городского велопроката в Москве
Получив субботней ночью электронное письмо с неизвестного адреса, Сергей Борозденков — руководитель проекта «Велобайк» Банка Москвы — собрался было нажать delete. Но что-то заставило его прочитать послание. «Мне по секрету сообщили, что вы ищете подрядчика по обслуживанию прокатных велосипедов. А наша компания как раз на этом специализируется! — сообщал некто Вадим Хазов. — Скажите, актуален ли этот вопрос на данный момент? Ведь времени прошло много, и, возможно, вы уже кого-то нашли».
Уже через неделю Хазов с бригадой мастеров в гараже Банка Москвы собирали те самые красные велосипеды, что с мая заполонили центр Москвы. Вдобавок к двум своим мастерским «Велодело» предприниматель открывает еще три, а в следующем году планирует оборудовать десять новых. На его попечении теперь находится 500 городских байков, еще около 500 — на подходе.
На первый взгляд, столь лакомый подряд достался Хазову довольно легко. На самом деле прежде чем получить подарок фортуны, он лично восстановил или отремонтировал не одну сотню велосипедов.
В 2005 году, окончив МИФИ, инженер по металлам и сплавам Вадим Хазов устроился продавцом в велобутик OmniBike и уже через пару месяцев стал замдиректора, а затем и директором магазина. Велосипеды — хобби Хазова, он в них хорошо разбирался и в магазине мог применить свои знания. «Пошуровав по базам поставщиков, я в результате увеличил продажи вдвое», — рассказывает владелец «Велодела».
Казалось бы, отличная карьера для продавца. Однако Вадим соблазнился быстрыми деньгами и стал пайщиком и активным участником финансовой пирамиды GreenLine. Оттуда он еле выбрался через два года, растеряв многих друзей и попортив нервы. Оставшись в небольшом денежном выигрыше, Хазов вспомнил свои велосипедные навыки и решил открыть мастерскую. Снял помещение в подвале и занялся его ремонтом: «160 квадратов — тут залей бетоном, там заложи. Денег потратил! Тогда понимания вообще не было, как должна выглядеть мастерская».
Провозившись с подвалом полгода, Вадим отказался от своей идеи и занялся востребованным делом — собрал бригаду рабочих, с которыми строил коттеджи и ремонтировал квартиры. Маленький подрядный бизнес шел неплохо, но душа к нему не лежала.
В свободное время Хазов помогал детским домам — возил им вещи, собранные через друзей. Возможно, не было бы у него никакого «Велодела», если бы не случай. После Рождества 2012 года предприниматель собрался ехать в детский дом, но вдруг понял, что подготовленные вещи оставил на даче. Расстроившись, Хазов попытался утешить сам себя. «Я подумал: а может, им эти вещи и не нужны? — припоминает он. — А еще через некоторое время меня осенило: я понял, что я могу им возить — велосипеды».
По всем своим друзьям в социальных сетях Хазов разослал письмо с просьбой отдавать ненужные старые велосипеды на реставрацию — для подарков детям. За год Хазов восстановил и передал детским домам 111 велосипедов — как полученных бесплатно, так и купленных по дешевке через интернет на благотворительные взносы.
Сначала Вадим ремонтировал велосипеды дома, но вскоре квартирного пространства ему стало не хватать. Если арендовать помещение и приглашать помощников, то тогда уж и предлагать услуги ремонта.
«Всего за 20 000 рублей в месяц я снял на Измайловской подвальчик и отметился на «Яндекс.Карты», — рассказывает предприниматель. Неожиданно для него сервис полюбили местные велосипедисты, хотя средние цены за техобслуживание там были выше, чем в сетевых спортмагазинах. Возможно, потому что Хазов не ставил никаких бизнес-целей: «Все мои ребята настолько любят велосипеды, что ремонтируют их как для себя. Основная мотивация — сделать так, чтобы не было стыдно, а не заработать миллион долларов». Со строительно-ремонтным бизнесом Хазов распрощался и открыл вторую мастерскую.
Мелкие заработки — вот что удерживает крупных игроков от создания сетей веломастерских. Виталий Зайковский, владелец сети велосипедных магазинов «Спортив», открыл сервис «Велоремонт. Ru» в основном для гарантийного обслуживания проданных велосипедов. При годовой выручке магазина 500 млн рублей у Зайковского нет желания возиться с развитием сети велосервисов. Бизнесмен говорит, что с удовольствием отдал бы это на аутсорсинг, если бы был уверен в качестве работы потенциального партнера.
Российский рынок велосипедов Зайковский оценивает в $1 млрд. Из-за того что на него очень легко зайти, конкуренция огромна. Но ниша велоремонта при этом почти пустует, если говорить о брендированном и качественном сервисе. Действительно ли тут нельзя хорошо заработать?
До контракта с ЗАО «Ситибайк» (дочерняя компания Банка Москвы, развивающая проект «Велобайк») выручка двух мастерских Хазова составляла около 800 000 рублей в месяц. За вычетом зарплаты механиков и аренды у владельца остается 400 000 рублей. Итого рентабельность — 50%.
На обслуживании красных велосипедов Хазов рассчитывает заработать за оставшиеся полгода 3,5 млн рублей и еще получить 1,5 млн рублей за услуги сборки велокомплектов. Как ему подвернулся такой шанс? В конце марта Вадим зашел за комплектующими в «Веломаркет ЦСКА», где с ним поделились слухом: мэрия запускает грандиозный проект по созданию сети станций велопроката в столице, а занимается этим Банк Москвы. Раздобыв в департаменте транспорта правительства Москвы электронный адрес Борозденкова, Хазов отправил ему письмо прямо с мобильного телефона.
Уже на следующий день к Хазову пришли инженеры транспортного отдела банка — проверять качество сервиса. На тот момент у «Ситибайка» уже было 200 готовых чешских велосипедов, еще 300 предстояло собрать из закупленных комплектов. «Мы посмотрели его ценник и предложили приехать, чтобы он сделал пробную сборку, — рассказывает Сергей Борозденков. — Но ключевым моментом было то, что он сам предложил нам свою помощь».
Стоимость, скорость и качество работы руководителя проекта удовлетворили. Хазов запросил всего-навсего 250 рублей с одного комплекта и получил заказ на сборку 300 велосипедов. А по ее окончании — подряд на обслуживание. Велосипеды в прокате ломаться будут постоянно, и можно поступиться прибылью на сборке, чтобы потом хорошо зарабатывать на обслуживании. К тому же собирать новые комплекты Вадим Хазов будет по более высоким расценкам.
Сейчас у основателя «Велодела» стоят на ремонте более 30 сломанных красных байков. И еще 20 старых велосипедов харьковского производства. Реставрация винтажных байков — давнее увлечение Хазова. Их легкие стальные рамы, по словам Вадима, по качеству превосходят многие современные алюминиевые. Винтажные велосипеды, дополненные новыми комплектующими, он продает ценителям от 20 000 рублей за экземпляр. И мечтает когда-нибудь восстановить производство элитных советских моделей «Старт-шоссе» и «Чемпион» — на заказ, по оригинальным чертежам на Харьковском велосипедном заводе.